ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 75 Рыбченкова — Подробные Ответы
Прочитайте фрагмент рассказа В. Г. Распутина «Изба». Как вы думаете, с какой целью автор даёт такое описание избы? Какие изобразительно-выразительные средства языка при этом использует? Какие размышления вызывает у вас этот фрагмент?
Изба осталась сиротой, наследников у Агафьи не оказалось. Зиму простояла она безжизненной — ни дымка, ни огонька, с закрытыми наглухо окнами, оцепеневшая, безуходная, холодная, скорбная. Снег завалил её снизу и сверху, только ставнями и чернела она, уткнувшись в сумёт. Люди отводили от неё глаза и, избегая ненужных размышлений, торопились пройти мимо. Ходило над нею холодное солнце, выли метели, с грохотом проносились по улице лесовозы, звучали голоса ребятишек, возвращающихся из школы, — ни на что Агафьина изба отозваться не могла, умершая безмогильно, наводящая на живых тяжёлую тоску. Соседние избы невольно отжимались от неё, нахоженная по снегу тропка по переулку делала стыдливый отворот.
Где жизнь, туда и весна приход..т раньше. Уже (во)всю бежала капель, булькали по улицам руч(?)и, уже и к..нава в пер..улке вздыхала томно и (не)терпеливо оседающ..м снегом, а Агафьина изба (по)прежнему коч..нела всё в той(же) стылой (не)подвижности. Она и на избу п..рестала походить — так, строение, выпятивш..еся на глаза, (не)уместное, отягощ..нное собою, вызывающ..е (не)ловкость.
Потом кто-то дог..дался открыть ставни. Всего-то и надо было — дать свет в ок..шки. И задышала изба очнулась натянулась вся подставила солнцу маленькие ослепшие глаза заслезилась принимая тепло и за два дня скинула с себя смертный вид.
1. Какой подтекст, по вашему мнению, содержит данный фрагмент?
2. Определите, к какой функциональной разновидности языка принадлежит текст. Обоснуйте своё мнение.
3. Перепишите два последних абзаца, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя недостающие знаки препинания.
Цель описания избы
В. Г. Распутин наделяет избу чертами живого существа, чтобы подчеркнуть связь дома с судьбой его обитательницы и показать, как без человека «родной очаг» умирает вместе с ним. Описание «сирой», «безжизненной», «умершей» избы создаёт атмосферу покинутости и тоски, подчёркивает, что изба не просто постройка, а носитель памяти, тепла и смысла. Когда дом «просыпается» и «задышал», это символизирует естественный ход жизни: свет, внимание и забота возвращают миру утраченное равновесие.
Изобразительно-выразительные средства
а) Эпитеты и метафоры: «изба осталась сиротой», «скорбная», «холодное солнце», «умирающая безмогильно».
б) Олицетворение: дом «оцепеневший», «задышал», «заслезился», «приняв тепло».
в) Антитеза и контраст: сравнение «умершая» изба и оживлённая природа весны; контраст тишины и безмолвия с шумом лесовозов, голосами детей.
г) Параллельные конструкции и повторы («ни дымка, ни огонька», «с закрытыми наглухо окнами») усиливают ощущение запустения.
д) Лексика смерти и возрождения, градация («со снежным саваном» → «сияющее солнце»), звукопись (мягкие «с», «ш» в описании холода, резкие глухие при возрождении).
Личные размышления
Фрагмент напоминает о том, что дом и человек неразрывны: без любви и внимания даже прочные стены превращаются в мрачную оболочку. Малейшее усилие — открыть ставни, впустить свет — способно вернуть жизнь и надежду. Рассказ учит заботе о «корнях», подчёркивает универсальность образа весны как символа возрождения и обновления.
Любой навык лучше отрабатывать самостоятельной практикой, и решение задач — не исключение. Прежде чем обратиться к подсказкам, стоит попробовать справиться с заданием, опираясь на свои знания. Если дойти до конца удалось — проверить ответ и в случае расхождений сверить своё решение с правильным.