1-11 класс
  • 1-11 класс
  • 1 класс
  • 2 класс
  • 3 класс
  • 4 класс
  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
Выберите класс
Предметы
ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Учебник 📕 Рыбченкова — Все Части
Русский язык
9 класс учебник Рыбченкова
9 класс
Авторы
Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Загоровская О.В.
Тип книги
Учебник
Год
2022
Издательство
Просвещение
Описание

ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 75 Рыбченкова — Подробные Ответы

Задача

Прочитайте фрагмент рассказа В. Г. Распутина «Изба». Как вы думаете, с какой целью автор даёт такое описание избы? Какие изобразительно-выразительные средства языка при этом использует? Какие размышления вызывает у вас этот фрагмент?

Изба осталась сиротой, наследников у Агафьи не оказалось. Зиму простояла она безжизненной — ни дымка, ни огонька, с закрытыми наглухо окнами, оцепеневшая, безуходная, холодная, скорбная. Снег завалил её снизу и сверху, только ставнями и чернела она, уткнувшись в сумёт. Люди отводили от неё глаза и, избегая ненужных размышлений, торопились пройти мимо. Ходило над нею холодное солнце, выли метели, с грохотом проносились по улице лесовозы, звучали голоса ребятишек, возвращающихся из школы, — ни на что Агафьина изба отозваться не могла, умершая безмогильно, наводящая на живых тяжёлую тоску. Соседние избы невольно отжимались от неё, нахоженная по снегу тропка по переулку делала стыдливый отворот.

Где жизнь, туда и весна приход..т раньше. Уже (во)всю бежала капель, булькали по улицам руч(?)и, уже и к..нава в пер..улке вздыхала томно и (не)терпеливо оседающ..м снегом, а Агафьина изба (по)прежнему коч..нела всё в той(же) стылой (не)подвижности. Она и на избу п..рестала походить — так, строение, выпятивш..еся на глаза, (не)уместное, отягощ..нное собою, вызывающ..е (не)ловкость.

Потом кто-то дог..дался открыть ставни. Всего-то и надо было — дать свет в ок..шки. И задышала изба очнулась натянулась вся подставила солнцу маленькие ослепшие глаза заслезилась принимая тепло и за два дня скинула с себя смертный вид.

1. Какой подтекст, по вашему мнению, содержит данный фрагмент?
2. Определите, к какой функциональной разновидности языка принадлежит текст. Обоснуйте своё мнение.
3. Перепишите два последних абзаца, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя недостающие знаки препинания.

Краткий ответ:

В тексте автор стремится предельно эмоционально и образно описать заброшенный, умирающий дом. Для этого он использует целый арсенал изобразительно-выразительных приемов:

  • Эпитеты, подчеркивающие безжизненность, холодность и скорбность дома: «безжизненной, безуходная, холодная, скорбная; наводящая на живых тяжёлую тоску».
  • Метафоры, оживляющие и очеловечивающие дом: «умершая безмогильно, стыдливый отворот, дать свет в окошки».
  • Олицетворения, наделяющие дом человеческими чертами и реакциями: «задышала изба, очнулась, натянулась; изба отозваться не могла; весна приходит; бежала капель».

Автор рассматривает дом Агафьи в двух ключевых аспектах. Во-первых, как символ семьи и жизни — покинутый, он умирает вместе со своими обитателями. Во-вторых, как отражение личной боли автора за умирающую русскую деревню, о чем свидетельствуют его сожаления.

Текст написан образно, эмоционально, в нём прослеживается личное отношение читателя к описываемому явлению. Кроме того, в тексте имеет подтекст, т.е. сам текст представляет собой своего рода метафору. В тексте использовано большое количество художественно-выразительных средств: эпитетов, метафор, олицетворений. Прослеживается авторский слог.

3. Где жизнь, туда и весна приходит (приходить, 2 спряжение) раньше. Уже вовсю (бежала (как?), наречия пишутся слитно) бежала капель, булькали по улицам ручьи, (разделительный мягкий знак перед гласной и) уже и канава (словарное слово) в переулке (неизменяемая приставка пере-) вздыхала томно и нетерпеливо (можно подобрать синоним без частицы не: порывисто) оседающим (снегом (каким?) снегом, а Агафьина изба по-прежнему (с наречиями на -ему приставка по- пишется через дефис) коченела (словарное слово) всё в той же (частицы же всегда пишется раздельно) стылой неподвижности. (можно подобрать синоним без частицы не: покой) Она и на избу перестала (неизменяемая приставка пере-) походить – так, строение, выпятившееся (строение (какое?) на глаза, неуместное, (можно подобрать синоним без частицы не: бестактный) отягощённое (в ударном положении пишется гласная ё: отягощённое) собою, вызывающее (строение (какое?) неловкость. (можно подобрать синоним без частицы не: конфуз)

Потом кто-то догадался (проверочное слово: догадка) открыть ставни. Всего-то и надо было – дать свет в окошки. (проверочное слово: окошко) И задышала изба, (запятая между однородными сказуемыми) очнулась, (запятая между однородными сказуемыми) натянулась вся, (запятая между однородными сказуемыми) подставила солнцу маленькие ослепщие глаза, (запятая между однородными сказуемыми) заслезилась, (запятой выделяется деепричастный оборот) принимая тепло, (запятой выделяется деепричастный оборот) и за два дня скинула с себя смертный вид.

Морфологический разбор:

По-прежнему

  1. По-прежнему – наречие (обозначает признак действия и отвечает на вопрос как?).
  2. Знаменательное, определительное
  3. Наречие образа действия.
  4. Неизменяемая часть речи.
  5. В предложении является обстоятельством (коченела (как?) по- прежнему).
Синтаксический разбор:
И задышала изба, очнулась, натянулась вся, подставила солнцу. маленькие ослепшие глаза, заслезилась, принимая тепло, и за два дня скинула с себя смертный вид.
(что?) изба; изба (что сделала?) задышала, очнулась, натянулась, подставила, заслезилась и скинула; натянулась (какая?) вся; подставила (чему?) солнцу; подставила солнцу (что?) глаза; глаза (какие?) маленькие; глаза (какие?) ослепшие; заслезилась (что делая?) принимая тепло; скинула (что?) вид; скинула (с кого?) с себя; скинула (за какой срок?) за два дня; вид (какой?) смертный)
Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми и
деепричастным оборотом, полное.
[ =- , =,=,=, | -.-.-|, и = ].
Подробный ответ:

Цель описания избы

В. Г. Распутин наделяет избу чертами живого существа, чтобы подчеркнуть связь дома с судьбой его обитательницы и показать, как без человека «родной очаг» умирает вместе с ним. Описание «сирой», «безжизненной», «умершей» избы создаёт атмосферу покинутости и тоски, подчёркивает, что изба не просто постройка, а носитель памяти, тепла и смысла. Когда дом «просыпается» и «задышал», это символизирует естественный ход жизни: свет, внимание и забота возвращают миру утраченное равновесие.

Изобразительно-выразительные средства

а) Эпитеты и метафоры: «изба осталась сиротой», «скорбная», «холодное солнце», «умирающая безмогильно».
б) Олицетворение: дом «оцепеневший», «задышал», «заслезился», «приняв тепло».
в) Антитеза и контраст: сравнение «умершая» изба и оживлённая природа весны; контраст тишины и безмолвия с шумом лесовозов, голосами детей.
г) Параллельные конструкции и повторы («ни дымка, ни огонька», «с закрытыми наглухо окнами») усиливают ощущение запустения.
д) Лексика смерти и возрождения, градация («со снежным саваном» → «сияющее солнце»), звукопись (мягкие «с», «ш» в описании холода, резкие глухие при возрождении).

Личные размышления

Фрагмент напоминает о том, что дом и человек неразрывны: без любви и внимания даже прочные стены превращаются в мрачную оболочку. Малейшее усилие — открыть ставни, впустить свет — способно вернуть жизнь и надежду. Рассказ учит заботе о «корнях», подчёркивает универсальность образа весны как символа возрождения и обновления.

  1. Подтекст фрагмента
    В центре текста – мысль о том, что без живого внимания и заботы даже прочнейший «очаг» теряет своё призвание и «умирает». Изба в образном плане выступает символом человеческой души, памяти, связи поколений: когда исчезает тот, кто её населял, дом оскудевает, покрывается «смертным саваном» безразличия. Но стоит лишь открыть ставни и впустить свет, – и оживает не только изба, но и всё вокруг. Так автор говорит о взаимозависимости человека и мира, о силе простого внимания и тепла, способных воскресить даже самое застывшее и безмолвное.
  2. Функциональная разновидность языка
    Текст относится к художественному (литературному) стилю.
    Обоснование:
    • ярко выражена эстетическая (эмоционально-образная) функция языка;
    • обилие тропов и фигур (олицетворение, эпитеты, метафоры, антитезы);
    • экспрессивная лексика, создающая эмоциональный отклик;
    • цель текста – не информировать или убеждать, а вызвать у читателя переживание, визуальный и эмоциональный образ.

3. Где жизнь, туда и весна приходит (приходить, 2 спряжение) раньше. Уже вовсю (бежала (как?), наречия пишутся слитно) бежала капель, булькали по улицам ручьи, (разделительный мягкий знак перед гласной и) уже и канава (словарное слово) в переулке (неизменяемая приставка пере-) вздыхала томно и нетерпеливо (можно подобрать синоним без частицы не: порывисто) оседающим (снегом (каким?) снегом, а Агафьина изба по-прежнему (с наречиями на -ему приставка по- пишется через дефис) коченела (словарное слово) всё в той же (частицы же всегда пишется раздельно) стылой неподвижности. (можно подобрать синоним без частицы не: покой) Она и на избу перестала (неизменяемая приставка пере-) походить – так, строение, выпятившееся (строение (какое?) на глаза, неуместное, (можно подобрать синоним без частицы не: бестактный) отягощённое (в ударном положении пишется гласная ё: отягощённое) собою, вызывающее (строение (какое?) неловкость. (можно подобрать синоним без частицы не: конфуз)

Потом кто-то догадался (проверочное слово: догадка) открыть ставни. Всего-то и надо было – дать свет в окошки. (проверочное слово: окошко) И задышала изба, (запятая между однородными сказуемыми) очнулась, (запятая между однородными сказуемыми) натянулась вся, (запятая между однородными сказуемыми) подставила солнцу маленькие ослепщие глаза, (запятая между однородными сказуемыми) заслезилась, (запятой выделяется деепричастный оборот) принимая тепло, (запятой выделяется деепричастный оборот) и за два дня скинула с себя смертный вид.

Морфологический разбор:

По-прежнему

  1. По-прежнему – наречие (обозначает признак действия и отвечает на вопрос как?).
  2. Знаменательное, определительное
  3. Наречие образа действия.
  4. Неизменяемая часть речи.
  5. В предложении является обстоятельством (коченела (как?) по- прежнему).
Синтаксический разбор:
И задышала изба, очнулась, натянулась вся, подставила солнцу. маленькие ослепшие глаза, заслезилась, принимая тепло, и за два дня скинула с себя смертный вид.
(что?) изба; изба (что сделала?) задышала, очнулась, натянулась, подставила, заслезилась и скинула; натянулась (какая?) вся; подставила (чему?) солнцу; подставила солнцу (что?) глаза; глаза (какие?) маленькие; глаза (какие?) ослепшие; заслезилась (что делая?) принимая тепло; скинула (что?) вид; скинула (с кого?) с себя; скинула (за какой срок?) за два дня; вид (какой?) смертный)
Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми и
деепричастным оборотом, полное.
[ =- , =,=,=, | -.-.-|, и = ].


Общая оценка
3.9 / 5
Комментарии
Другие предметы
Как пользоваться ГДЗ

Любой навык лучше отрабатывать самостоятельной практикой, и решение задач — не исключение. Прежде чем обратиться к подсказкам, стоит попробовать справиться с заданием, опираясь на свои знания. Если дойти до конца удалось — проверить ответ и в случае расхождений сверить своё решение с правильным.