ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 39 Рыбченкова — Подробные Ответы
Прочитайте тексты. Определите, какой из них принадлежит к письменной, а какой — к устной речи. Аргументируйте ответ.
1. … Мне было лет двенадцать // И я очень любила вообще собак // И там была собака-а … Дымка / которая была … Я почему-то до сих пор помню / так хорошо эту собаку // Вот подумайте есть некоторые воспоминания / которые остаются на всю жизнь // Можно сказать совершенно ничего не значащие // в сущности // Но почему-то не знаю // И вот значит эта собака Дымка / она меня очень любила // Она страшно злая была / все боялись / Она сидела на цепи / и все боялись к ней подходить / но я подходила …
2. Она никому не принадлежала; у неё не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась. От тёплых изб её отгоняли дворовые собаки, такие же голодные, как и она, но гордые и сильные своею принадлежностью к дому; когда, гонимая голодом или инстинктивною потребностью в общении, она показывалась на улице, — ребята бросали в неё камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали. Не помня себя от страху, перемётываясь со стороны на сторону, она мчалась на край посёлка и пряталась в глубине большого сада, в одном ей известном месте. Там она зализывала ушибы и раны и в одиночестве копила страх и злобу. (Л. Андреев. «Кусака»)
Какие языковые особенности устной и письменной речи демонстрируют приведённые фрагменты?
Первый текст относится к устной речи. Этот текст обращён непосредственно к собеседнику. Предложения в тексте преимущественно неполные, односоставные. Присутствует разговорная лексика (вообще, лет двенадцать, в сущности, но почему-то не знаю; и там была собака-а … Дымка, которая была).
Второй текст относится к письменной речи. Речь не обращена непосредственно к какому-либо лицу. Текст является отрывком из повести, имеет чёткую структуру, продуманную заранее. Предложения сложные, распространённые, осложнённые. Используются знаки препинания для того, чтобы разграничивать текст и придавать ему определённые смысловые оттенки.
Первый текст (устная речь):
- Неполные, односоставные предложения: Это характерно для устной спонтанной речи, когда говорящий не строит сложные грамматические конструкции, а использует простые, неразвернутые фразы (Мне было лет двенадцать // И я очень любила вообще собак).
- Разговорная лексика: Использование слов и выражений, характерных для повседневного неформального общения (вообще, в сущности, почему-то не знаю).
- Повторы, незаконченные фразы: Свойственно устной речи, когда говорящий может повторять слова или фразы, не доводя мысль до конца (и там была собака-а … Дымка).
- Непосредственное обращение к собеседнику: Характерно для диалогической устной речи, когда говорящий апеллирует напрямую к слушателю (Вот подумайте…).
Второй текст (письменная речь):
- Развернутые, сложные предложения с придаточными: Свойственно письменной речи, где автор имеет возможность тщательно продумывать и структурировать синтаксические конструкции.
- Более книжная, литературная лексика: Использование слов и выражений, характерных для художественной литературы, а не повседневного общения.
- Отсутствие непосредственного обращения к читателю: Текст не ориентирован на конкретного адресата, а представляет собой повествование от третьего лица.
- Четкая, продуманная структура текста: Наличие вступления, развития сюжета, кульминации, развязки, характерное для письменных литературных произведений.
- Использование знаков препинания для придания смысловых оттенков: Позволяет автору управлять ритмом, интонацией, логическими акцентами текста.
Таким образом, более детальный анализ подтверждает, что первый текст отражает особенности устной спонтанной речи, а второй — письменной литературной речи
Любой навык лучше отрабатывать самостоятельной практикой, и решение задач — не исключение. Прежде чем обратиться к подсказкам, стоит попробовать справиться с заданием, опираясь на свои знания. Если дойти до конца удалось — проверить ответ и в случае расхождений сверить своё решение с правильным.