1-11 класс
  • 1-11 класс
  • 1 класс
  • 2 класс
  • 3 класс
  • 4 класс
  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
Выберите класс
Предметы
ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Учебник 📕 Рыбченкова — Все Части
Русский язык
9 класс учебник Рыбченкова
9 класс
Авторы
Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Загоровская О.В.
Тип книги
Учебник
Год
2022
Издательство
Просвещение
Описание

ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 2 Рыбченкова — Подробные Ответы

Задача

Прочитайте тексты. Озаглавьте каждый из них так, чтобы в названии была отражена тема. Выполните задания, приведённые на странице 6.

1) Народ выражает себя в языке своём. Народ действует; его деятельностью управляет ум; ум и деятельность народа отражаются в языке его. Деятельность есть движение; ряд движений есть ряд изменений; изменения, происходящие в уме и деятельности народа, также отражаются в языке. Таким образом, изменяются народы, изменяются и языки их. Как изменяется язык в народе? Что именно в нём изменяется и по какому пути идёт ряд изменений? Без решения этих вопросов невозможно уразумение законов, которым подлежит язык как особенное явление природы.

Решение их составляет историю языка; изыскания о языке, входящие в состав народной науки, невозможны без направления исторического. История языка, нераздельная с историей народа, должна входить в народную науку как её необходимая часть. (И. Срезневский)

2) Как известно, предметы и явления называются по какому-либо характерному для них признаку. Поэтому в момент своего рождения наименования не случайны, а мотивированны.

Есть слова, в которых мотивированность жива до сих пор (ср. ручонка — маленькая рука; ёжиться — сжиматься, как ёж; шиповник — кустарник с шипами и т. д.). Но немало в языке и слов, уже не говорящих прямо, почему данный предмет или явление названы так, а не иначе. К таким названиям относится и слово рука.

«Говорящим» это слово становится тогда, когда мы сравниваем его с родственными существительными в литовском языке. Наше рука, которое восходит к общеславянскому *ronka, точно соответствует литовскому названию этой же самой части тела  rankа. Что же касается последнего, то его происхождение совершенно ясно: оно образовано от глагола renkú —
собираю, беру, хватаю. Значит, рука это буквально «то, с помощью чего берут, хватают».

Тот же признак был положен в основу греческого agystos — рука, горсть (из *agyrstos, от глагола ageiro — собираю) и немецкого Griff «ручка» (от глагола greifen — хватать). Заметим, что однопризнаковые слова, свойственные и одному языку, и разным, не редкость. Их существование объясняется возможностью одинакового языкового видения объективного мира.
В глаза бросаются одни и те же (очевидно, особенно яркие и устойчивые) признаки. (По Н. Шанскому)

1. Как вы понимаете мысль И. И. Срезневского о том, что «ум и деятельность
народа отражаются в языке его»?

2. Выпишите из первого фрагмента тезисы, которые отражают его основную мысль.

3. Опираясь на контекст, дайте толкование значения употреблённых во втором тексте слов и словосочетаний: мотивированны, мотивированность, восходит, однопризнаковые слова, «говорящие» слова. Каким словарём нужно воспользоваться в случае затруднения?

4. Выполните словообразовательный анализ слов подснежник, черника, светлячок.
В чём их особенность? Найдите ответ во втором тексте. Продолжите этот ряд слов собственными примерами.

5. Какие утверждения обосновываются во втором тексте? Какие аргументы приводит автор?

6. Какой из тезисов, сформулированных вами на основе первого текста, можно аргументировать примерами из второго текста?

Краткий ответ:

1-й текст: Язык как выражение духа народа.

2-й текст: Рождение слова.

1. В языке находят отражение все процессы, которые происходят в обществе. Неважно, какого рода это изменения: технологические, исторические, социальные, культурные — они обязательно найдут выражение в языке.

2. Тезисы: народ выражает себя в языке своём; ум и деятельность народа отражаются в языке его; все изменения отражаются в языке; изучать историю языка невозможно без изучения истории народа.

3. Мотивированны — объяснены каким-либо фактом, доказательством.  Мотивированность — наличие значительной мотивировки, мотивации.

Восходит — иметь своим началом, иметь происхождение от чего-либо; происходить. Однопризнаковые слова — в основе разных слов лежит один признак.

«Говорящие» слова — такие слова, которые прямо объясняют свой смысл.

4. Подснежник — снег (приставочно-суффиксальный способ; чередование г/ж)

Черника — чёрный (суффиксальный способ)

Светлячок — светляк, (чередование к/ч) Светлый — свет (суффиксальный способ)

Данные слова являются «говорящими», т.е. их значение понятно сразу, без обращения к толковому словарю и словообразовательного разбора.

5. Тезисы: предметы и явления называются по какому-либо характерному признаку; есть мотивированные слова; большая часть слов являются неговорящими; говорящим слово становится только после сравнения его с родственными словами.

6. Примерами из второго текста можно подтвердить тезис «народ выражает себя в языке своём».

Для того, чтобы узнать значение слова, следует обратиться к толковому словарю.

Подробный ответ:

1. Мысль И.И. Срезневского о том, что «ум и деятельность народа отражаются в языке его» означает, что язык является зеркалом, в котором находят отражение все аспекты жизни и мышления народа. Язык не просто средство коммуникации, а живой организм, который развивается вместе с народом, впитывая в себя все изменения, происходящие в обществе — будь то технологические, исторические, социальные или культурные трансформации. Таким образом, изучая историю языка, мы можем познать историю и мировоззрение того или иного народа.

2. Основные тезисы, отражающие мысль первого текста:

  • Народ выражает себя в своем языке
  • Ум и деятельность народа отражаются в его языке
  • Изменения, происходящие в уме и деятельности народа, также отражаются в языке.
  • Изучение истории языка невозможно без изучения истории народа

3. Значение употребленных во втором тексте слов и словосочетаний:

Мотивированны — объяснены каким-либо фактом, доказательством, имеют внутреннюю форму. Мотивированность — наличие значительной мотивировки, обоснованности, связи между формой и значением слова. Восходит — имеет своим началом, происходит от чего-либо. Однопризнаковые слова — слова, в основе которых лежит один общий признак. «Говорящие» слова — слова, значение которых понятно без обращения к словарю, поскольку оно прямо вытекает из морфемного состава.

В случае затруднения с толкованием значений следует обратиться к этимологическому словарю.

4.Словообразовательный анализ слов:

Подснежник — образовано приставочно-суффиксальным способом от слова «снег». Корень «снег», приставка «под-» и суффикс «-ник» указывают на растение, которое появляется под снегом.

Черника — образовано суффиксальным способом от прилагательного «черный». Суффикс «-ик-» образует название ягоды по ее характерному черному цвету.

Светлячок — образовано суффиксальным способом от слова «светляк», которое, в свою очередь, образовано от прилагательного «светлый». Суффикс «-ок» указывает на небольшой размер насекомого.

Эти слова являются «говорящими», так как их значение понятно без обращения к словарю, поскольку оно мотивировано характерными признаками обозначаемых предметов или явлений.

Другие примеры «говорящих» слов: травинка, солнышко, дождинка.

5. Во втором тексте обосновываются следующие утверждения:

  • Предметы и явления называются по какому-либо характерному для них признаку
  • Есть мотивированные слова, в которых связь между формой и значением очевидна
  • Большая часть слов являются немотивированными, их происхождение не столь очевидно
  • Слово становится «говорящим» только после сравнения с родственными словами

Автор приводит конкретные примеры мотивированных и «говорящих» слов в качестве аргументов.

6. Тезис из первого текста, который можно аргументировать примерами из второго текста: «Народ выражает себя в языке своём». Примеры «говорящих» слов, таких как подснежник, черника, светлячок, которые отражают характерные признаки предметов и явлений, подтверждают, что язык является отражением народного мировосприятия и способа познания окружающего мира.



Общая оценка
4.8 / 5
Комментарии
Другие предметы
Как пользоваться ГДЗ

Любой навык лучше отрабатывать самостоятельной практикой, и решение задач — не исключение. Прежде чем обратиться к подсказкам, стоит попробовать справиться с заданием, опираясь на свои знания. Если дойти до конца удалось — проверить ответ и в случае расхождений сверить своё решение с правильным.