ГДЗ по Русскому языку 8 Класс Номер 303 Рыбченкова — Подробные Ответы
Прочитайте безличные предложения и найдите их грамматические основы. Используя материалы таблицы в упр. 302, выпишите безличные предложения группами в зависимости от способа выражения сказуемого.
1) В лесу было безветренно. (К. Паустовский ) 2) Маше всё ещё не верилось. (А. Пушкин) 3) Кому-то ещё не сидится дома в такую пору. (В. Солоухин) 4) Мне должно было стрелять первому. (А. Пушкин ) 5) Однако облегчения мне никакого не вышло. (И. Тургенев) 6) Байкал к утру здорово раскачало. (В. Шукшин) 7) И скоро от костра не осталось ничего, кроме тёплого запаха. (М. Горький) 8) Мне бы теперь работать. (А. Чехов) 9) Что же мне так больно и так трудно? (М. Лермонтов) 10) Мне довелось написать много разных книг. (К. Паустовский) 11) В трубе так жалобно и так протяжно стонет. (С. Есенин) 12) Низкий дом с голубыми ставнями, не забыть мне тебя никогда. (С. Есенин)
Сказуемое выражено:
- безличным глаголом, который вообще не может употребляться вместе с подлежащим:
Маше всё ещё не верилось.
Кому-то ещё не сидится дома в такую пору. - личным глаголов в безличном употреблении:
Байкал к утру здорово раскачало.
В трубе так жалобно и так протяжно стонет. - словами «нет», «не было» в отрицательных конструкциях:
Однако облегчения мне никакого не вышло.
И скоро от костра не осталось ничего, кроме тёплого запаха. - неопределённой формой глагола:
Мне бы теперь работать.
Низкий дом с голубыми ставнями, не забыть мне тебя никогда. - сочетанием неопределённой формы глагола со вспомогательным глаголом в безличном значении или словами «можно», «нужно», «нельзя», «пора»:
Мне должно было стрелять первому.
Мне довелось написать много разных книг. - словом категории состояния или кратким страдательным причастием в форме среднего рода в сочетании с глаголом-связкой или без него:
В лесу было безветренно.
Что же мне так больно и так трудно?
1. Безличные предложения с безличным глаголом, который не может употребляться вместе с подлежащим:
- Маше всё ещё не верилось. (А. Пушкин)
Грамматическая основа: не верилось.
В этом предложении глагол верилось используется безлично, так как действие не связано с конкретным подлежащим. Глагол верилось в данной форме выражает состояние, которое воспринимается как происходящее независимо от лица. - Кому-то ещё не сидится дома в такую пору. (В. Солоухин)
Грамматическая основа: не сидится.
Глагол сидится также употребляется безлично. Здесь действие воспринимается как происходящее без указания на того, кто именно не может сидеть дома.
2. Безличные предложения с личным глаголом в безличном употреблении:
- Байкал к утру здорово раскачало. (В. Шукшин)
Грамматическая основа: раскачало.
Глагол раскачало является личным, но в контексте предложения употребляется безлично, так как действие не связано с определённым субъектом. Это описание процесса, происходящего в природе. - В трубе так жалобно и так протяжно стонет. (С. Есенин)
Грамматическая основа: стонет.
Глагол стонет в данном случае используется в безличной форме, поскольку стон может исходить от объекта (трубки), а не от конкретного лица. В этом контексте действие представляется как не зависящее от субъекта.
3. Безличные предложения со словами «нет», «не было» в отрицательных конструкциях:
- Однако облегчения мне никакого не вышло. (И. Тургенев)
Грамматическая основа: не вышло.
Здесь используется отрицательная форма глагола вышло, который обозначает отсутствие какого-либо состояния или действия. Сказуемое выражает, что не произошло ожидаемое событие, и оно употребляется безлично. - И скоро от костра не осталось ничего, кроме тёплого запаха. (М. Горький)
Грамматическая основа: не осталось.
Глагол осталось в отрицательной форме выражает отсутствие чего-либо. В данном случае отсутствует конкретный субъект действия, и действие воспринимается как происходящее независимо от личности.
4. Безличные предложения с неопределённой формой глагола (инфинитивом):
- Мне бы теперь работать. (А. Чехов)
Грамматическая основа: работать.
Здесь используется инфинитив работать, который выражает действие, которое не привязано к конкретному действующему лицу, и представлено как общее состояние или необходимость. - Низкий дом с голубыми ставнями, не забыть мне тебя никогда. (С. Есенин)
Грамматическая основа: не забыть.
В данном предложении используется инфинитив забыть, который выражает желание или намерение без указания на конкретного субъекта.
5. Безличные предложения с сочетанием неопределённой формы глагола со вспомогательным глаголом в безличном значении или словами «можно», «нужно», «нельзя», «пора»:
- Мне должно было стрелять первому. (А. Пушкин)
Грамматическая основа: должно было стрелять.
В этом предложении глагол должно было стрелять выражает необходимость действия, не привязанного к конкретному субъекту, а выражает обязательность для говорящего. - Мне довелось написать много разных книг. (К. Паустовский)
Грамматическая основа: довелось написать.
Здесь используется сочетание глаголов в безличной форме довелось и инфинитив написать для выражения опыта или события, которое произошло с говорящим.
6. Безличные предложения с наречием на -о (словом категории состояния) или кратким страдательным причастием в форме среднего рода в сочетании с глаголом-связкой или без него:
- В лесу было безветренно. (К. Паустовский)
Грамматическая основа: было безветренно.
В этом предложении сказуемое выражено с помощью глагола-связки было и наречия безветренно, которое обозначает состояние в лесу. - Что же мне так больно и так трудно? (М. Лермонтов)
Грамматическая основа: так больно и так трудно.
Здесь используются наречия больно и трудно, которые выражают состояние, а глагол быть подразумевается и не выражен явно. Это безличное предложение описывает переживание говорящего.
Заключение:
Безличные предложения могут быть выражены различными способами, включая использование:
- безличных глаголов, которые не употребляются с подлежащим,
- личных глаголов в безличном употреблении,
- отрицательных конструкций с глаголами нет и не было,
- неопределённой формы глагола (инфинитива),
- сочетания инфинитива с вспомогательными глаголами или словами категории состояния,
- наречий или кратких страдательных причастий в сочетании с глаголом-связкой.
Эти способы позволяют передавать действия или состояния, не привязываясь к конкретному субъекту, и создают специфические структуры предложений.
Любой навык лучше отрабатывать самостоятельной практикой, и решение задач — не исключение. Прежде чем обратиться к подсказкам, стоит попробовать справиться с заданием, опираясь на свои знания. Если дойти до конца удалось — проверить ответ и в случае расхождений сверить своё решение с правильным.