ГДЗ по Русскому языку 8 Класс Номер 302 Рыбченкова — Подробные Ответы
Рассмотрите таблицу. Подумайте, почему материал в таблице дан в две колонки. Связано ли это со строением сказуемого в безличных предложениях?
Используя информацию таблицы, расскажите о способах выражения главного члена в безличных предложениях. По аналогии с приведёнными в таблице примерами придумайте свои безличные предложения.
Материал в таблице дан в две колонки, потому что сказуемое в безличных предложениях может быть простым и составным.
Сказуемое в безличном предложении может быть выражено:
І.
- безличным глаголом, который вообще не может употребляться вместе с подлежащим: К полудню распогодилось;
- личным глаголом в безличном употреблении: Осенью темнеет рано. (Ср.: Серебро со временем темнеет.);
- словами нет, не было (не оказалось, не вышло и др.) в отрицательных конструкциях: Времени совсем нет;
- неопределённой формой глагола (инфинитивом): Здесь не проехать;
ІІ.
- сочетанием неопределённой формы глагола со вспомогательным глаголом в безличном значении или словами можно, нужно, нельзя, пора и др. (словами категории состояния): Ей пора ехать;
- наречием на -о (словом категории состояния) или кратким страдательным причастием в форме среднего рода в сочетании с глаголом-связкой или без него: На улице становилось свежо.
1. Сказуемое в безличном предложении может быть выражено следующими способами:
I. Простой способ выражения сказуемого:
- Безличным глаголом, который вообще не может употребляться вместе с подлежащим:
В таких предложениях используется глагол, который сам по себе не требует подлежащего и указывает на некое явление, происходящее без участия конкретного субъекта. Эти глаголы употребляются только в безличных формах, такие как «брезжится», «рассвело».
Пример: «Ещё чуть брезжится.» (А. Островский) — Здесь сказуемое брезжится в безличной форме и не связано с конкретным субъектом. - Личным глаголом в безличном употреблении:
В этом случае используются личные глаголы, которые приобретают безличное значение в определённых контекстах. Эти глаголы не указывают на конкретного субъекта действия, хотя могут быть выражены в личных формах.
Пример: «Всё громче, громче загрохотало, заухало, заревело по всей реке…» (А. Н. Толстой) — Здесь используются личные глаголы «загрохотало», «заухало», «заревело», но они употребляются в безличном контексте, так как не указывают на конкретное лицо, выполняющее эти действия. - Словами нет, не было (не оказалось, не вышло и др.) в отрицательных конструкциях:
В таких предложениях используется глагол быть в отрицательной форме, что указывает на отсутствие чего-либо.
Пример: «Людей неинтересных в мире нет.» (Е. Евтушенко) — Здесь сказуемое нет выражается через отрицательную форму глагола быть и обозначает отсутствие чего-либо в мире. - Неопределённой формой глагола (инфинитивом):
В этом случае используется глагол в инфинитиве, чтобы выразить действие без указания на подлежащее.
Пример: «Быть завтра плохой погоде.» (М. Горький) — В данном предложении сказуемое выражается с помощью инфинитива быть и описывает предсказание о погоде без указания на конкретное действие.
II. Составной способ выражения сказуемого:
- Сочетанием неопределённой формы глагола со вспомогательным глаголом в безличном значении или словами можно, нужно, нельзя, пора и др. (словами категории состояния):
Здесь глаголы в сочетании с вспомогательными глаголами или словами, обозначающими необходимость, указывают на действия или состояния, не зависящие от конкретного субъекта.
Пример: «Ей пора ехать.» — В данном предложении пора является словом категории состояния, а ехать — инфинитивом. Это выражение указывает на необходимость действия, но не связано с конкретным действующим лицом. - Наречием на -о (словом категории состояния) или кратким страдательным причастием в форме среднего рода в сочетании с глаголом-связкой или без него:
В этих предложениях наречие или причастие описывает состояние или качество, и они соединяются с глаголом-связкой, чтобы выразить состояние, не привязанное к действующему лицу.
Пример: «На улице становилось свежо.» — Здесь становилось — это глагол-связка, а свежо — наречие, которое выражает состояние.
Примеры безличных предложений:
- Ещё чуть брезжится.
Грамматическая основа: брезжится. Это безличное предложение, так как глагол брезжится указывает на явление, происходящее в природе (светает), но не привязано к конкретному действующему лицу. - Уже совсем рассвело…
Грамматическая основа: рассвело. Это безличное предложение, где глагол рассвело также не указывает на конкретное лицо, а описывает смену дня на ночь или рассвет. - Всё громче, громче загрохотало, заухало, заревело по всей реке…
Грамматическая основа: загрохотало, заухало, заревело. В этом предложении используются личные глаголы, но они употребляются безлично, так как действия не привязаны к конкретному субъекту. - Людей неинтересных в мире нет.
Грамматическая основа: нет. Здесь используется безличный глагол в отрицательной форме, который обозначает отсутствие чего-либо. - Быть завтра плохой погоде.
Грамматическая основа: быть. Это инфинитив, который используется в безличном контексте, указывая на предсказание состояния. - Ей пора ехать.
Грамматическая основа: пора ехать. В этом предложении используется слово категории состояния пора с инфинитивом ехать, указывающим на необходимость действия. - На улице становилось свежо.
Грамматическая основа: становилось свежо. Это сочетание глагола-связки и наречия, обозначающее состояние, которое не привязано к конкретному действующему лицу.
Заключение:
Сказуемое в безличных предложениях может быть выражено разными способами: с помощью безличных глаголов, личных глаголов в безличном употреблении, отрицательных конструкций, инфинитивов или сочетаний глаголов с частицами, которые обозначают состояние. В таких предложениях отсутствует конкретный субъект, и действия воспринимаются как происходящие независимо от конкретного лица.
Любой навык лучше отрабатывать самостоятельной практикой, и решение задач — не исключение. Прежде чем обратиться к подсказкам, стоит попробовать справиться с заданием, опираясь на свои знания. Если дойти до конца удалось — проверить ответ и в случае расхождений сверить своё решение с правильным.