ГДЗ по Русскому языку 8 Класс Номер 140 Рыбченкова — Подробные Ответы
Спишите фрагмент рассказа Ф. Искандера «Святое озеро», вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Определите вид связи в выделенных словосочетаниях.
Мы подошли к сплошному заносу, сквозь который пробивалась наша речка, теперь уже совсем ручей. Он просверлил в снегу то(н, нн)ель, и, слегка пр..гнув головы, мы вошли в него. Мы очутились в белом кор..доре, потолок которого пропускал солнечный сеет, смягченный толщею снега. Мы шли, осторожно п..реступая с камня на камень, стираясь не задавать головой хрупкий белоснежный свод. Вышли у самого перевала. Здесь снег опять кончился и з..л..нела трава.
— Сейчас будет озеро, — сказал Датуша и стал вытирать о траву свои туфли. Я почувствовал нетерпенье и стал выбираться на гребень перевала, не дожидаясь его. Сердце гулко стучало. Внизу под крутым обрывом лежало озеро.
Я взглянул на него и ощутил тихое и глубокое изумление. Мне показалось невероятным, что за мгновенье до этого я не видел и не чувствовал, что рядом лежит такое чудо.
Казалось, это не вода, а какая-то первозданная голубизна, огромный сгусток кристаллического воздуха, вправленный в землю.
Оно лежало прямо подо мной, окружённое нежной и курчавой, как шерсть животного, травой. Недалеко от берега из воды высовывалась небольшая гряда оранжевых скал, чётко, как в бинокле, отражённая в воде. Большие ломти снега, так же чётко отражённые в воде, легко стояли на ней.
А над озером и над лужайкой, справа и слева — навороче(н, нн)ые друг на друга глыбы, отроги гор и хр..бты. Окаменевший, но всё ещё рвущ..йся вверх хаос борьбы за высоту, за небо.
А здесь это тихое озеро, и тихая лужайка, и смирившееся камни, по горло погруженные в воду, и крупные л..мти снега, забывшего таять, прислушивались к чему-то тихому, вечному.
Мы подошли к сплошному заносу, сквозь который пробивалась наша речка, теперь уже совсем ручей. Он просверлил в снегу тоннель, и, слегка пригнув головы, мы вошли в него. Мы очутились в белом коридоре, потолок которого пропускал солнечный свет, смягчённый толщею снега. Мы шли, осторожно переступая с камня на камень, стараясь не задевать головой хрупкий белоснежный свод. Вышли у самого перевала. Здесь снег опять кончился и зеленела трава.
– Сейчас будет озеро, – сказал Датуша и стал вытирать о траву свои туфли. Я почувствовал нетерпенье и стал выбираться на гребень перевала, не дожидаясь его. Сердце гулко стучало. Внизу под крутым обрывом лежало озеро.
Я взглянул на него и ощутил тихое и глубокое изумление. Мне показалось невероятным, что за мгновенье до этого я не видел и не чувствовал, что рядом лежит такое чудо.
Казалось, это не вода, а какая-то первозданная голубизна, огромный сгусток кристаллического воздуха, вправленный в землю.
Оно лежало прямо подо мной, окруженное нежной и курчавой, как шерсть животного, травой. Недалеко от берега из воды высовывалась небольшая гряда оранжевых скал, четко, как в бинокле, отражённая в воде. Большие ломти снега, так же четко отражённые в воде, легко стояли на ней.
А над озером и над лужайкой, справа и слева – навороченные друг на друга глыбы, отроги гор и хребты. Окаменевший, но все еще рвущийся вверх хаос борьбы за высоту, за небо.
А здесь это тихое озеро, и тихая лужайка, и смирившиеся камни, по горло погружённые в воду, и крупные ломти снега, забывшего таять, прислушивались к чему-то тихому, вечному.
Солнечный свет (согласование), толщею снега (управление), осторожно переступая (примыкание), кристаллического воздуха (согласование), гряда скал (управление), хаос борьбы (управление).
Заполнение пропусков и анализ связи в словосочетаниях:
1. Пропущенные буквы:
- тоннель (согласно правилу: в словах с корнями, где встречаются звуки [н] и [нн], пишется «нн» — «тоннель»).
- пригнув (в этом слове пишется «н», так как это деепричастие от глагола «пригнуть»).
- коридоре (в данном случае тоже не требуется удвоенная «н», пишется «н»).
- смягчённый (здесь необходима удвоенная «н» после суффикса «-нн», так как это прилагательное).
- переступая (глагол в деепричастии, нуждается в букве «и»).
- зеленела (глагол, в котором в корне пишется «е»).
- навороченные (удвоенная «н» после суффикса «-нн» в прилагательном).
- рвущийся (глагол, где «щ» после суффикса «-щийся»).
- ломти (это существительное во множественном числе, где пишется «л»).
- вспыхнувшие (суффикс глагола «вспыхнувший», и «вспыхнувший» в прошедшем времени).
2. Согласование:
- Солнечный свет — Здесь зависимое слово «свет» согласуется с главным словом «солнечный» в роде, числе и падеже. Это согласование прилагательного с существительным.
- Кристаллического воздуха — Зависимое существительное «воздуха» согласуется с прилагательным «кристаллического». Также согласование существительного и прилагательного по падежу.
3. Управление:
- Толщею снега — Это конструкция с предлогом и существительным в родительном падеже, где «толщею» управляет существительным «снег». Это пример управления, где глагол (или существительное) требует определённого падежа.
- Гряда скал — В этом словосочетании «гряда» управляет существительным «скал» в родительном падеже, это пример управления.
- Хаос борьбы — Это словосочетание также иллюстрирует управление, так как существительное «хаос» управляет существительным «борьбы» в родительном падеже.
4. Примыкание:
- Осторожно переступая — Это деепричастие, которое примыкает к глаголу, не имея изменяющихся форм. Мы видим пример примыкания, так как деепричастие не изменяется по падежу, числу или роду.
Обзор словосочетаний и их связи:
- Солнечный свет – согласование.
- Толщею снега – управление.
- Осторожно переступая – примыкание.
- Кристаллического воздуха – согласование.
- Гряда скал – управление.
- Хаос борьбы – управление.
Итог:
- В словосочетаниях согласование проявляется через согласование существительного и прилагательного по падежу и числу.
- Управление присутствует в словосочетаниях, где существительное или глагол требует зависимости от падежа другого слова.
- Примыкание имеет место, когда деепричастие не изменяется и соединяется с глаголом по смыслу.
Любой навык лучше отрабатывать самостоятельной практикой, и решение задач — не исключение. Прежде чем обратиться к подсказкам, стоит попробовать справиться с заданием, опираясь на свои знания. Если дойти до конца удалось — проверить ответ и в случае расхождений сверить своё решение с правильным.