1-11 класс
  • 1-11 класс
  • 1 класс
  • 2 класс
  • 3 класс
  • 4 класс
  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
Выберите класс
Предметы
ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Учебник 📕 Рыбченкова — Все Части
Русский язык
9 класс учебник Рыбченкова
9 класс
Авторы
Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Загоровская О.В.
Тип книги
Учебник
Год
2022
Издательство
Просвещение
Описание

ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 97 Рыбченкова — Подробные Ответы

Задача

Прочитайте и проанализируйте сложно-сочинённые предложения. Определите разряд союзов. Как изменяется смысл предложения при замене союза? Устно сформулируйте выводы, к которым вы пришли.

1) Светит солнце, травка зеленеет, а птицы поют. 2) Светит солнце, и травка зеленеет, и птицы поют. 3) Ни солнце не светит, ни трава не зеленеет, ни птицы не поют. 4) Не только солнце светит, но и травка зеленеет, и птицы поют. 5) Солнце светит, и травка зеленеет, да поют птицы. 6) Сочинение по литературе он написал легко, но диктант ему дался трудно. 7) Диктант ему дался трудно, зато сочинение он написал легко.

• Придумайте предложения, в которых возможна замена сочинительного союза одного разряда на союз другого разряда. Проанализируйте, как изменяется смысл предложения при такой замене союза

Краткий ответ:
  1. Светит солнце, травка зеленеет, а птицы поют. (противительный союз)
  2. Светит солнце, и травка зеленеет, и птицы поют. (соединительные союзы)
  3. Ни солнце не светит, ни трава не зеленеет, ни птицы не поют. (разделительный союз)
  4. Не только солнце светит, но и травка зеленеет, и птицы поют. (соединительный союз)
  5. Солнце светит, и травка зеленеет, да поют птицы. (соединительные союзы)
  6. Сочинение по литературе он написал легко, но диктант ему дался трудно. (противительный союз)
  7. Диктант ему дался трудно, зато сочинение он написал легко. (противительный союз)

Смысл предложений зависит от того, к какому типу относится союз, связывающий части сложного предложения. Например, в первом предложении части сложного предложения соединяются с помощью противительного союза а, который указывает на противопоставление одного события другому, упомянутому в предложении. В то же время во втором предложении те же самые простые предложения связаны соединительными союзами. Соединительные союзы выражают отношения одновременности, показывая, что события происходят параллельно.

Подробный ответ:

1. Светит солнце, травка зеленеет, а птицы поют.

  • Союз: противительный (а).
  • Смысл: Союз «а» вводит оттенок противопоставления, создавая впечатление, что действия происходят неравномерно или подчеркивается их различие.

При замене на соединительный союз («и»):

  • Смысл станет более нейтральным: действия воспринимаются как происходящие одновременно и связаны друг с другом.

2. Светит солнце, и травка зеленеет, и птицы поют.

  • Союз: соединительный (и).
  • Смысл: Союз «и» выражает одновременность и последовательность действий, создавая ощущение гармонии.

При замене на противительный союз («а»):

  • Появится оттенок противопоставления, как будто действия выделяются друг на фоне друга.

3. Ни солнце не светит, ни трава не зеленеет, ни птицы не поют.

  • Союз: разделительный (ни… ни).
  • Смысл: Союз выражает отрицание всех перечисленных действий, подчеркивая их отсутствие.

При замене на соединительный союз («и»):

  • Смысл кардинально изменится: вместо отрицания будет утверждение одновременности действий.

4. Не только солнце светит, но и травка зеленеет, и птицы поют.

  • Союз: соединительный с оттенком усиления (не только… но и).
  • Смысл: Союз подчеркивает расширение перечисления, усиливая значение каждого действия.

При замене на простой соединительный союз («и»):

  • Смысл станет менее выразительным, без акцента на усилении или расширении.

5. Солнце светит, и травка зеленеет, да поют птицы.

  • Союз: соединительный с оттенком добавления (да).
  • Смысл: Союз «да» добавляет действие, создавая плавное перечисление событий.

При замене на противительный союз («но»):

  • Смысл изменится: появится ощущение контраста между действиями.

6. Сочинение по литературе он написал легко, но диктант ему дался трудно.

  • Союз: противительный (но).
  • Смысл: Союз «но» подчеркивает контраст между легкостью выполнения одного действия и трудностью другого.

При замене на уступительный союз («хотя»):

  • Смысл смягчится: трудность диктанта будет восприниматься менее категорично на фоне успеха в написании сочинения.

7. Диктант ему дался трудно, зато сочинение он написал легко.

  • Союз: противительный с оттенком компенсации (зато).
  • Смысл: Союз «зато» подчеркивает противопоставление, при котором трудность одного действия компенсируется легкостью другого.

При замене на соединительный союз («и»):

  • Смысл станет нейтральным, без акцента на противопоставлении или компенсации.

Выводы:

Смысл предложения зависит от разряда союза:

  • Соединительные союзы выражают одновременность или последовательность действий.
  • Противительные союзы подчеркивают контраст или противопоставление.
  • Разделительные союзы вводят выбор или отрицание.
  • Усилительные союзы акцентируют внимание на расширении перечисления.

Замена союза приводит к изменению логических связей между частями предложения и может существенно менять тон и восприятие текста.

Примеры предложений с заменой союза и анализом изменения смысла:

1. Союз противительный → соединительный

  • Исходное предложение: Светит солнце, травка зеленеет, а птицы поют.
  • Замена: Светит солнце, травка зеленеет, и птицы поют.
  • Анализ:
    В исходном предложении союз а противопоставляет действия, создавая ощущение контраста между ними. После замены на союз и смысл предложения меняется: действия воспринимаются как происходящие одновременно и связаны между собой.
  • Союз соединительный → противительный
  • Исходное предложение: Светит солнце, и травка зеленеет, и птицы поют.
  • Замена: Светит солнце, травка зеленеет, а птицы поют.
  • Анализ:
    В исходном предложении союз и выражает одновременность действий, создавая гармоничное восприятие. После замены на союз а появляется оттенок противопоставления, как будто одно действие выделяется на фоне других.

2. Союз соединительный → разделительный

  • Исходное предложение: Светит солнце, и травка зеленеет, и птицы поют.
  • Замена: Светит солнце, либо травка зеленеет, либо птицы поют.
  • Анализ:
    В исходном варианте действия происходят одновременно, а после замены на союз либо создается впечатление выбора или возможности, что только одно из действий может происходить.

3. Союз противительный → уступительный

  • Исходное предложение: Сочинение по литературе он написал легко, но диктант ему дался трудно.
  • Замена: Сочинение по литературе он написал легко, хотя диктант ему дался трудно.
  • Анализ:
    В исходном предложении союз но подчеркивает контраст между двумя ситуациями. После замены на союз хотя смысл смягчается, и трудность написания диктанта воспринимается как менее значимая на фоне успеха в написании сочинения.

4. Союз противительный → соединительный

  • Исходное предложение: Диктант ему дался трудно, зато сочинение он написал легко.
  • Замена: Диктант ему дался трудно, и сочинение он написал легко.
  • Анализ:
    В исходном предложении союз зато подчеркивает компенсацию: трудность одного действия компенсируется легкостью другого. После замены на союз и смысл предложения становится нейтральным, без акцента на противопоставлении.

Вывод:

Замена сочинительного союза одного разряда на другой существенно влияет на смысл предложения. Противительные союзы создают контраст, соединительные — выражают одновременность, а разделительные — вводят выбор или альтернативу. Уступительные союзы смягчают значение противопоставления, делая его менее категоричным.



Общая оценка
4.2 / 5
Комментарии
Другие предметы
Как пользоваться ГДЗ

Любой навык лучше отрабатывать самостоятельной практикой, и решение задач — не исключение. Прежде чем обратиться к подсказкам, стоит попробовать справиться с заданием, опираясь на свои знания. Если дойти до конца удалось — проверить ответ и в случае расхождений сверить своё решение с правильным.