1-11 класс
  • 1-11 класс
  • 1 класс
  • 2 класс
  • 3 класс
  • 4 класс
  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
Выберите класс
Предметы
ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Учебник 📕 Рыбченкова — Все Части
Русский язык
9 класс учебник Рыбченкова
9 класс
Авторы
Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Загоровская О.В.
Тип книги
Учебник
Год
2022
Издательство
Просвещение
Описание

ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 78 Рыбченкова — Подробные Ответы

Задача

Прочитайте фрагменты стихотворений Н. А. Заболоцкого. Какие предложения являются сложными, а какие — простыми? Что общего у простых и сложных предложений и в чём их различия?

1) Осветив черепицу на крыше
И согрев древесину сосны,
Поднимается выше и выше
Запоздалое солнце весны.
2) И озеро в тихом вечернем огне
Лежит в глубине, неподвижно сияя,
И сосны, как свечи, стоят в вышине,
Смыкаясь рядами от края до края.
3) Обрываются речи влюблённых,
Улетает последний скворец.
Целый день осыпаются с клёнов
Силуэты багровых сердец.
4) В государстве ромашек, у края,
Где ручей, задыхаясь, поёт,
Пролежал бы всю ночь до утра я,
Запрокинув лицо в небосвод.

1. В каких предложениях содержится больше информации — в простых или сложных, в простых или простых осложнённых предложениях?
2. Выпишите сложные предложения, подчеркните в них грамматические основы

Краткий ответ:

Общего у простых и сложных предложений то, что и простые, сложные предложения имеют грамматическую основу.

Различия в том, что в простых предложениях одна грамматическая основа, а в сложных их несколько.

1. Больше информации содержится в сложных предложениях, т.к. в них несколько грамматических основ, а также в простых осложнённых предложениях.

2. И озеро в тихом вечернем огне / Лежит в глубине, неподвижно сияя, / И сосны, как свечи, стоят в вышине, / Смыкаясь рядами от края до края. resh. Обрываются речи влюблённых, / Улетает последний скворец.  В государстве ромашек, у края, / Где ручей, задыхаясь, поёт, / Пролежал бы всю ночь до утра я, / Запрокинув лицо в небосвод.

Подробный ответ:

Фрагмент 1
«Осветив черепицу на крыше
И согрев древесину сосны,
Поднимается выше и выше
Запоздалое солнце весны.»

– Это одно простое предложение, осложнённое двумя деепричастными оборотами («осветив…», «согрев…»).
– Грамматическая основа здесь одна: «солнце (поднимается)».

Фрагмент 2
«И озеро в тихом вечернем огне
Лежит в глубине, неподвижно сияя,
И сосны, как свечи, стоят в вышине,
Смыкаясь рядами от края до края.»

– Это одно сложное предложение (сложносочинённое) с двумя равноправными частями, соединёнными союзом «и»:

  1. «озеро лежит…»
  2. «сосны стоят…»
    Плюс здесь есть деепричастный оборот «смыкаясь…», который осложняет оба предложения.

Фрагмент 3
«Обрываются речи влюблённых,
Улетает последний скворец.
Целый день осыпаются с клёнов
Силуэты багровых сердец.»

– Строки 1–2 представляют собой одно сложносочинённое предложение с двумя основами: «речи обрываются» и «скворец улетает».
– Строки 3–4 — простое предложение с одной основой «силуэты осыпаются».

Фрагмент 4
«В государстве ромашек, у края,
Где ручей, задыхаясь, поёт,
Пролежал бы всю ночь до утра я,
Запрокинув лицо в небосвод.»

– Это одно сложное предложение (сложноподчинённое):
• Главное: «я пролежал бы…»
• Придаточное обстоятельственное: «где ручей… поёт»
Оба предложения осложнены вводным обстоятельством «в государстве ромашек, у края» и деепричастным оборотом «запрокинув…».

Общее у простых и сложных предложений:

  • В любом предложении есть грамматическая основа (или основы).

Различие:

  • В простом предложении – одна грамматическая основа (хотя оно может быть осложнено оборотами, уточнениями и т. п.).
  • В сложном предложении – две и более грамматических основ, связанные сочинительной или подчинительной связью.

1. Сравнение по «насыщенности» информацией
– Сложные предложения всегда содержат больше информации, чем простые, — в них две и более грамматических основы, то есть несколько сообщаемых фактов или действий.
– Среди простых предложений «богаче» простые осложнённые (с деепричастными и причастными оборотами, уточнениями, вводными словами и т. п.). Они тоже дают дополнительные детали, хотя и лишь вокруг одной грамматической основы.

2. ​Грамматические основы подчеркнуты

Фрагмент 2
И озеро в тихом вечернем огне
лежит в глубине, неподвижно сияя,
И сосны, как свечи, стоят в вышине,
Смыкаясь рядами от края до края.

Грамматические основы:
– озеро … лежит
– сосны … стоят

Фрагмент 3 (первые две строки)
Обрываются речи влюблённых,
Улетает последний скворец.

Грамматические основы:
– речи обрываются
– (последний) скворец улетает

Фрагмент 4
В государстве ромашек, у края,
Где ручей , задыхаясь, поёт,
Я пролежал бы всю ночь до утра,
Запрокинув лицо в небосвод.

Грамматические основы:
– (придаточное) ручей поёт
– (главное) я пролежал бы



Общая оценка
4.9 / 5
Комментарии
Другие предметы
Как пользоваться ГДЗ

Любой навык лучше отрабатывать самостоятельной практикой, и решение задач — не исключение. Прежде чем обратиться к подсказкам, стоит попробовать справиться с заданием, опираясь на свои знания. Если дойти до конца удалось — проверить ответ и в случае расхождений сверить своё решение с правильным.