ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 17 Рыбченкова — Подробные Ответы
Прочитайте фрагменты текстов. Какие языковые особенности позволяют сделать вывод о том, что каждый из них отражает своё время?
1) Но месяц уж протёк,
Как, затворясь в монастыре с сестрою,
Он, кажется, покинул всё мирское.
Ни патриарх, ни думные бояре
Склонить его доселе не смогли;
Не внемлет он ни слёзным увещаньям,
Ни их мольбам, ни воплю всей Москвы,
Ни голосу Великого Собора.
(А. Пушкин)
2) В средствах массовой информации сегодня нередко можно прочитать о случаях, когда люди буквально падают от истощения возле компьютера после десятка часов беспрерывного пребывания в виртуальном мире. В правдоподобности таких случаев убеждают откровения заядлых геймеров — игроков от 14 до 35 лет, признающихся в том, что они способны играть сутками, не отходя от машины. (По Ж. Идрисовой)
1. Найдите в первом тексте устаревшие слова. Используя материал рубрики «Словарь», объясните их значения. Разграничьте историзмы и архаизмы. К архаизмам подберите современные синонимы. Объясните причины выхода из употребления устаревших слов. С какой целью они используются А. Пушкиным?
2. Во втором тексте найдите неологизмы. Какие новые явления они обозначают? Есть ли среди них семантический неологизм (слово с новым значением)? Назовите это слово и его синоним в тексте. Подумайте, каковы источники неологизмов, использованных в тексте. Каковы причины их появления?
В данных текстах содержатся слова, характерные для той исторической эпохи, о которой идёт речь.
В первом тексте такими словами являются: мирское, думные бояре, доселе, Великий Собор. Они относятся к Древней Руси и Русскому государству XV-XVII веков.
Во втором тексте к таким словам относятся: средства массовой информации, истощение, компьютер, виртуальный мир, геймеры. Эти понятия появились значительно позже, в связи с развитием технологий и информационного общества.
1. Устаревшие слова:
- думные бояре (историзм) — члены Боярской думы, высшего совещательного органа Древней Руси
- доселе (архаизм) — прежде, ранее
- Великий Собор (историзм) — собрание выборных лиц для решения важных государственных вопросов в Древней Руси
- мирской (архаизм) — светский, не духовный
- увещанья (архаизм) — наставления, поучения
Автор использует архаизмы и историзмы, чтобы погрузить читателя в атмосферу той эпохи, о которой идет речь в произведении.
2. Неологизмы:
- средства массовой информации — периодическое издание, печатное или сетевое, или иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием.
- компьютер — многофункциональное программируемое устройство, позволяющее вводить, обрабатывать и выводить информацию, решая различные прикладные задачи.
- виртуальный мир — параллельный мир интернета или компьютерных игр.
- геймер — тот, кто любит играть в компьютерные игры.
Семантический неологизм — машина (синоним: компьютер).
Причины появления данных неологизмов — технологическое развитие общества. Эти понятия пришли в язык вместе с явлениями, которые они называют.»
Фрагмент 1:
- Использование архаизмов и историзмов: «затворясь в монастыре», «думные бояре», «Великий Собор», «доселе», «мирской», «увещанья»
- Высокий, торжественный стиль речи
- Отсылки к реалиям Древней Руси и Русского государства XV-XVII веков
Эти особенности указывают, что данный фрагмент относится к эпохе Древней Руси.
Фрагмент 2:
- Использование неологизмов: «средства массовой информации», «виртуальный мир», «геймеры», «компьютер»
- Отражение современных реалий: компьютерные игры, интернет, технологическая зависимость
- Разговорный, более нейтральный стиль речи
Эти особенности свидетельствуют, что данный фрагмент относится к современной эпохе, отражая новые социокультурные явления, связанные с развитием информационных технологий.
Таким образом, языковые особенности каждого фрагмента четко маркируют историческую эпоху, к которой они относятся — Древняя Русь в первом случае и современность во втором.
1. Историзмы:
- «думные бояре» — высшее сословие в Русском государстве, входившее в Боярскую думу
- «Великий Собор» — высший церковный орган управления в Древней Руси
Архаизмы:
- «затворясь» — уединившись, удалившись от мирской жизни
- «внемлет» — слушает, внимает
- «увещанья» — уговоры, убеждения
- «мольбы» — просьбы, моления
- «вопль» — громкий крик, вопль
Современные синонимы к архаизмам:
- «затворясь» — уединившись, удалившись
- «внемлет» — слушает
- «увещанья» — уговоры, убеждения
- «мольбы» — просьбы
- «вопль» — крик
Причины выхода из употребления этих слов:
- Историзмы вышли из употребления, так как обозначаемые ими реалии ушли в прошлое.
- Архаизмы были вытеснены более современными синонимами в повседневном языке.
Цель использования А. Пушкиным устаревших слов:
- Создание возвышенного, торжественного стиля, характерного для эпохи Древней Руси.
- Воссоздание исторической атмосферы и колорита.
- Придание тексту большей выразительности и образности.
Таким образом, Пушкин использует устаревшую лексику для погружения читателя в историческую эпоху и передачи ее духа и особенностей.
2. Неологизмы:
- средства массовой информации — периодическое издание, печатное или сетевое, или иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием.
- компьютер — многофункциональное программируемое устройство, позволяющее вводить, обрабатывать и выводить информацию, решая различные прикладные задачи.
- виртуальный мир — параллельный мир интернета или компьютерных игр.
- геймер — тот, кто любит играть в компьютерные игры.
Среди этих неологизмов есть семантический неологизм — «машина». В тексте он используется как синоним слова «компьютер».
Источниками этих неологизмов являются развитие информационных технологий, интернета и компьютерных игр. Причины их появления — необходимость обозначить новые реалии, связанные с этими явлениями, которые ранее не существовали.
Таким образом, неологизмы в данном тексте отражают технологический прогресс и появление новых социокультурных феноменов в современном обществе. Они служат для наименования этих новых явлений.
Любой навык лучше отрабатывать самостоятельной практикой, и решение задач — не исключение. Прежде чем обратиться к подсказкам, стоит попробовать справиться с заданием, опираясь на свои знания. Если дойти до конца удалось — проверить ответ и в случае расхождений сверить своё решение с правильным.