ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 120 Рыбченкова — Подробные Ответы
Запишите, расставляя пропущенные знаки препинания, под цифрой сложносочинённые предложения с соединительными сюзами, под цифрой 2 — с противительными союзами, под цифрой 3 — с разделительными.
1) Потёмки между тем всё более сгущались и предметы теряли свои контуры. ( А. Чехов ) 2) Берёзы всё ещё горели но и они осыпались, тихо сквозь сон роняя последние листья… (В. Солоухин) 3) Вечерами мы играли в тихие игры или отец читал нам что-нибудь вооружившись старой тяжёлой лупой. (О. Круглова) 4) Он принялся работать а ленивые, домашние мысли ещё долго бродили в его голове. (А. Чехов) 5) Я проснулся да лень одолела. (Л. Толстой) 6) За окном гудело скрипело завывало а спальня была укутана уютом и тишиной. (Г. Попова) 7) После таких дождей вдруг вымётывала в пояс луговая овсяница укрывала собой клевера белые кашки жёлтые подмаренники выколашивалась над пестротравьем и луга одевались нежной фиолетовой дымкой. (Е. Носов) 8) Не то Шамет видел эту выкованную из почернелого золота грубую розу подвешенную к распятью в доме старой рыбачки не то он слышал рассказы об этой розе от окружающих. (А. Толстой)
• Укажите смысловые отношения между частями сложных предложений. Выполните синтаксический разбор одного предложения каждого типа.
Сложносочинённые предложения с соединительными союзами:
1. Потёмки, (запятой выделяется вводный оборот) между тем, (запятой выделяется вводный оборот) всё более сгущались, (запятая разделяет простые предложения в составе сложного) и предметы теряли свои контуры.
7. После таких дождей вдруг вымётывала в пояс луговая овсяница, (запятая между однородными сказуемыми) укрывала собой клевера, (запятая между однородными дополнениями) белые кашки, (запятая между однородными дополнениями) жёлтые подмаренники, (запятая между однородными сказуемыми) выколашивалась над пестротравьем, (запятая разделяет простые предложения в составе сложного) и луга одевались нежной фиолетовой дымкой.
Сложносочинённые предложения с противительными союзами:
2. Берёзы всё ещё горели, (запятая разделяет простые предложения в составе сложного) но и они осыпались, тихо сквозь сон роняя последние листья …
4. Он принялся работать, (запятая разделяет простые предложения в составе сложного) а ленивые, домашние мысли ещё долго бродили в его голове.
5. Я проснулся, (запятая разделяет простые предложения в составе сложного) да лень одолела.
6. За окном гудело, (запятая между однородными сказуемыми) скрипело, (запятая между однородными сказуемыми) завывало, (запятая разделяет простые предложения в составе сложного) а спальня была укутана уютом и тишиной.
Сложносочинённые предложения с разделительными союзами:
3. Вечерами мы играли в тихие игры или отец читал нам что-нибудь, (запятой выделяется деепричастный оборот) вооружившись старой тяжёлой лупой.
8. Не то Шамет видел эту выкованную из почернелого золота грубую розу, (запятой выделяется причастный оборот) подвешенную к распятью в доме старой рыбачки, (запятая разделяет простые предложения в составе сложного) не то он слышал рассказы об этой розе от окружающих.
Синтаксический разбор:
Потёмки, между тем, всё более сгущались, и предметы теряли свои контуры.
1-е предложение: (что?) потёмки; потёмки (что делали?) сгущались; сгущались (насколько?) всё более;
2-е предложение: (что?) предметы; предметы (что делали?) теряли; теряли (что?) контуры; контуры (чьи?) свои.
Повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, состоящее из двух частей, соединённых между собой сочинительным союзом и; союз и — соединительный, выражает отношения причины и следствия.
1-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, осложнено вводным оборотом, полное; грамматическая основа: потёмки сгущались;
2-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное; грамматическая основа: предметы теряли.
[-, ВО, =]¹, и [- =]².
После таких дождей вдруг вымётывала в пояс луговая овсяница, укрывала собой клевера, белые кашки, жёлтые подмаренники, выколашивалась над пестротравьем, и луга одевались нежной фиолетовой дымкой.
1-е предложение: (что?) луговая овсяница; луговая овсяница (что делала?) вымётывала, укрывала, выколашивалась; вымётывала (когда?) после таких дождей; вымётывала (как?) вдруг; вымётывала (насколько?) в пояс; укрывала (чем?) собой; укрывала (что?) клевера, подмаренники, кашки; кашки (какие?) белые; подмаренники (какие?) жёлтые; выколашивалась (где?) над пестротравьем;
2-е предложение: (что?) луга; луга (что делали?) одевались; одевались (чем?) дымкой; дымкой (какой?) нежной; дымкой (какой?) фиолетовой.
Повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, состоящее из двух частей, соединённых между собой сочинительным союзом и; союз и — соединительный, смысловые отношения — последовательные.
1-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными дополнениями и сказуемыми, полное; грамматическая основа: луговая овсяница вымётывала, укрывала, выколашивалась;
2-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное; грамматическая основа: луга одевались.
[= — , = 0, 0, 0, =]¹, [— =]².
Берёзы всё ещё горели, но и они осыпались, тихо сквозь сон роняя последние листья…
Любой навык лучше отрабатывать самостоятельной практикой, и решение задач — не исключение. Прежде чем обратиться к подсказкам, стоит попробовать справиться с заданием, опираясь на свои знания. Если дойти до конца удалось — проверить ответ и в случае расхождений сверить своё решение с правильным.