ГДЗ по Русскому языку 8 Класс Номер 82 Рыбченкова — Подробные Ответы
Прочитайте текст из учебника «Естествознание. 10 класс» под редакцией И. Алексашиной и докажите его принадлежность к научно-учебному стилю.
Образ Вселенной. Под Вселенной понимают совокупность всех объектов, которые так или иначе наблюдаются человеком. Из них лишь немногие доступны для наблюдения с помощью органов чувств. Эту часть мира называют макромиром. Мельчайшие объекты (атомы, элементарные частицы) составляют микромир. Объекты, имеющие гигантские размеры и удалённые от нас на очень большие расстояния, называются мегамиром.
1. Определите речевую задачу автора текста. К какому типу речи относится текст?
2. Выпишите из текста глаголы, определите, в какой форме они употреблены.
3. Охарактеризуйте лексические и морфологические особенности текста (абстрактная лексика, термины, употребление существительных и глаголов).
Стиль текста – научно-учебный, т. к. для него характерны: передача информации, научная терминология, точность, логичность, абстрактность.
1. Речевая задача – передача научной информации.
Тип речи – описание.
2. Понимают, наблюдаются, называют, составляют, называются – глаголы несовершенного вида, настоящего времени, множественного числа.
3. Абстрактная лексика: образ, совокупность, объект, наблюдение, размеры, расстояния.
Термины: Вселенная, макромир, атомы, элементарные частицы, микромир, мегамир.
Преобладание имени существительного над другими частями речи.
Преобладание глаголов несовершенного вида, настоящего времени, множественного числа. Отсутствие форм глагола 2 лица единственного и множественного числа.
1. Речевая задача и тип речи:
Речевая задача текста заключается в передаче научной информации. Автор стремится объяснить основные концепции, связанные с понятием Вселенной и её разделением на макромир, микромир и мегамир. Текст ориентирован на обучающее восприятие и направлен на разъяснение научных понятий. Это делает его частью учебного материала, который должен быть понятен и доступен для восприятия учениками.
Тип речи текста — описание, так как автор описывает различные объекты и их характеристики (макромир, микромир, мегамир), объясняя их связь и особенности. Описание научных объектов и процессов, их классификация, а также использование точных терминов и понятий является характерным для научно-учебного стиля.
2. Глаголы в тексте:
- Понимают — глагол несовершенного вида, настоящее время, множественное число.
- Наблюдаются — глагол несовершенного вида, настоящее время, множественное число.
- Называют — глагол несовершенного вида, настоящее время, множественное число.
- Составляют — глагол несовершенного вида, настоящее время, множественное число.
- Называются — глагол несовершенного вида, настоящее время, множественное число.
Все глаголы находятся в несовершенном виде и настоящем времени, что характерно для описания процессов, происходящих в реальности или имеющих общепризнанное научное значение. Использование множественного числа указывает на общее действие или процесс, касающийся всех объектов, которые рассматриваются в тексте (например, Вселенная, макромир, микромир).
3. Лексические и морфологические особенности текста:
- Абстрактная лексика: В тексте используется большое количество слов абстрактного значения, таких как «образ», «совокупность», «объект», «наблюдение», «размеры», «расстояния». Эти слова не имеют прямого физического воплощения и используются для обозначения научных понятий и идей, что придает тексту абстрактность и концептуальность.
- Термины: Текст наполнен терминами, связанными с физикой и астрономией, такими как «Вселенная», «макромир», «атомы», «элементарные частицы», «микромир», «мегамир». Эти слова имеют точное значение в контексте науки и являются ключевыми для понимания обсуждаемых понятий. Использование терминов придает тексту научный характер и способствует точности изложения.
- Преобладание имени существительного: В тексте в основном используются существительные, что характерно для научно-учебного стиля, где важно обозначить объекты и явления. Существительные в данном случае играют роль концептов, на которых строится понимание всего текста (например, «Вселенной», «макромир», «микромир»).
- Преобладание глаголов несовершенного вида и настоящего времени: Все глаголы в тексте находятся в несовершенном виде и настоящем времени. Это подчеркивает процессуальность и непрерывность процессов, описываемых в тексте. Это также подтверждает, что речь идет о научных фактах, которые действуют в настоящем времени и являются общими для всех читателей.
- Отсутствие форм глагола 2 лица единственного и множественного числа: В тексте не встречаются формы глаголов во 2-м лице, что также характерно для научно-учебного стиля, где речь направлена на передачу информации, а не на личные обращения к читателю. Этот аспект помогает сохранить объектность изложения и избежать субъективных оценок.
Таким образом, лексические и морфологические особенности текста — преобладание абстрактной лексики и научных терминов, использование существительных и глаголов несовершенного вида в настоящем времени — подтверждают его принадлежность к научно-учебному стилю.
Любой навык лучше отрабатывать самостоятельной практикой, и решение задач — не исключение. Прежде чем обратиться к подсказкам, стоит попробовать справиться с заданием, опираясь на свои знания. Если дойти до конца удалось — проверить ответ и в случае расхождений сверить своё решение с правильным.