Учебник русского языка для 8-го класса авторства Рыбченкова — это современное и содержательное пособие, которое помогает учащимся углубить свои знания и навыки в области русского языка и литературы. В этом учебнике акцент сделан на важнейшие аспекты языка, что делает его незаменимым инструментом для подготовки к экзаменам и дальнейшему обучению.
ГДЗ по Русскому языку 8 Класс Номер 70 Рыбченкова — Подробные Ответы
Самостоятельно подберите публицистический текст (в газетах, журналах, Интернете). Отметьте его стилистические особенности. Охарактеризуйте его лексику, фразеологию, употребление морфологических форм и синтаксических конструкций.
Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии. К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: ливневый дождь местами вызвал сильное наводнение. Нанесен некоторый ущерб сельскому хозяйству. Временно было прервано железнодорожное и автомобильное сообщение между соседними районами» (информационная заметка в газете).
Сфера употребления: публицистика.
Функция: передача информации, воздействие на аудиторию.
Лексика:
используются термины (корреспондент, гроза, провода, пожары, наводнение),
эпитеты (небывалой силы, столетние деревья, ливневый дождь),
устойчивые выражения (сельскому хозяйству, железнодорожное и автомобильное сообщение, стихийное бедствие).
Морфологические формы: краткие страдательные причастия (повалены, порваны, вырваны, прервано).
Синтаксические конструкции: простые предложения, дополненные вводными словами и однородными определениями; бессоюзные сложные конструкции, передающие перечисления явлений и причинно-следственные связи.
В данном примере текст является информационной заметкой в жанре публицистического стиля, предназначенной для передачи актуальной информации широкой аудитории. Рассмотрим стилистические особенности текста:
1. Лексика:
- В тексте используется специальная лексика, характерная для новостей и репортажей, например: «корреспондент», «гроза», «пожары», «наводнение», «стихийное бедствие», «сельскому хозяйству». Эти слова связаны с тематикой стихийных бедствий и имеют значение, понятное широкой аудитории.
- Эпитеты: «небывалой силы», «столетние деревья», «ливневый дождь». Эпитеты помогают усилить выразительность текста, передавая не только факты, но и эмоциональную окраску происшествия, подчеркивая масштабы бедствия.
- Устойчивые выражения: «сельскому хозяйству», «железнодорожное и автомобильное сообщение», «стихийное бедствие» — это фразы, которые употребляются в общеупотребительной и профессиональной лексике и помогают быстро передавать информацию в сжатой форме.
2. Морфологические формы:
- В тексте широко используются краткие страдательные причастия, такие как «повалены», «порваны», «вырваны», «прервано». Эти формы придают тексту динамичность, подчеркивая, что действия были совершены, но сам текст сохраняет свою нейтральность в отношении происходящих событий.
- Также употребляются глаголы в прошедшем времени, что соответствует стилистике репортажа и позволяет сообщить факт, произошедший в прошлом.
3. Синтаксические конструкции:
- В тексте использованы простые предложения, такие как: «Нанесен некоторый ущерб сельскому хозяйству». Они четко передают информацию, не перегружая текст дополнительными деталями.
- Присутствуют осложненные предложения с вводными конструкциями, например: «Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза». Вводное слово «как передает наш корреспондент» вводит источник информации и формирует тональность текста.
- В тексте имеются сложносочиненные предложения с однородными членами и причастными оборотами: «В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья». Такое построение позволяет создать ощущение масштаба происходящего.
- Сложные бессоюзные предложения: «Временно было прервано железнодорожное и автомобильное сообщение между соседними районами». Здесь перечислены последствия событий, подчеркивая их широкий спектр и серьезность.
4. Функция:
- Текст имеет информационную функцию, так как его основная цель — передать новости и дать объективное описание происшествия. Автор сообщает о событиях, не пытаясь оказать прямого воздействия на читателя, но при этом акцентирует внимание на последствиях стихийного бедствия.
- Также текст направлен на воздействие на публику. Использование выражений типа «небывалой силы», «стихийное бедствие», «повалены столбы» и других ярких эпитетов побуждает читателя задуматься о масштабах происшествия и ощутить эмоциональный отклик на происходящее.
Таким образом, в этом тексте прослеживаются типичные черты публицистического стиля: информация подается в сжато и объективно, но при этом использованы средства выразительности, усиливающие восприятие текста.
Любой навык лучше отрабатывать самостоятельной практикой, и решение задач — не исключение. Прежде чем обратиться к подсказкам, стоит попробовать справиться с заданием, опираясь на свои знания. Если дойти до конца удалось — проверить ответ и в случае расхождений сверить своё решение с правильным.