ГДЗ по Русскому языку 8 Класс Номер 67 Рыбченкова — Подробные Ответы
Прочитайте фрагменты интервью известного физика, лауреата Нобелевской премии Ж. Алфёрова. О какой проблеме размышляет учёный?
В последнее время мне часто задавали вопрос об ответственности учёных за то, как используются научные открытия. Я обычно говорил, что учёный, в конечном счёте, не может за это отвечать. Наша задача — добывать знания. Конечно, мы не могли не думать об их использовании, особенно в области полупроводников. Сфера применения наших исследований и открытий определилась быстро, и мы сами занимались внедрением. Но крупные решения по использованию научных открытий и у нас в стране, и за рубежом принимали
и принимают, конечно, политики. Я всегда говорю про три крупнейших технологических открытия XX века, которые, по сути, связаны с развитием квантовой физики. Это деление ядра, а стало быть, атомная бомба, атомная энергетика, и то, из чего выросли информационные технологии — открытия транзистора и лазерно-мазерного принципа.
И «Манхэттенский проект» в СТТТА, и наш атомный проект — события гигантские. В них принимали участие выдающиеся, крупнейшие учёные, многие из которых — нобелевские лауреаты. Их обуревали очень сложные чувства. С одной стороны, они работали — и с энтузиазмом — над созданием оружия, надеясь, что это сохранит мир на Земле, с другой стороны, они создали, как когда-то сказал Ферми, «чёрт знает что, но какая замечательная физика!». <…>
Если Флёров, Курчатов, Ландау, Тамм, Зельдович, Сахаров, Сциллард, Ферми, Оппенгеймер сознательно работали над созданием страшного оружия, считая, что выполняют патриотический долг, то мы просто делали интересную физику, на основе которой получились замечательные вещи: те же компьютеры, тот же Интернет. Но с их помощью независимо от нас, а формально, как говорится, с нашей лёгкой руки множится и распространяется немыслимая информационная грязь, которая, с моей точки зрения, приносит человечеству не меньший вред, чем радиоактивное загрязнение планеты. И я бессилен что-либо изменить! От этого скверно на душе.
Проблема текста: ответственность за научные открытия.
1. Выпишите из текста слова, относящиеся к терминам.
2. Сформулируйте и запишите вопросы, ответы на которые вы прочитали в тексте интервью.
3. Напишите сочинение-размышление о проблеме, поднятой в тексте.
1. Полупроводник, ядро, квантовая физика, атомная энергетика, транзистор, лазерно-магнитный принцип, радиоактивное загрязнение.
2. — Каковы три крупнейших технологических открытия XX века, связанных с развитием квантовой физики?
— В чём задача учёного?
— Кто из учёных принимал участие в «Манхеттенском проекте» в США и в атомном проекте в России?
— Кто принимает решения по использованию научных открытий в нашей стране и в мире?
— Должен ли учёный нести ответственность за научное открытие?
— Что может произойти, если эксперимент выйдет из-под контроля?
3. Сочинение
Ответственность за научные открытия
Известный физик, лауреат Нобелевской премии Ж. Алфёров в своей статье размышляет об ответственности учёных за то, как используются научные открытия. Он считает, что учёный не может не отвечать за это. Я с ним согласен.
Ученые стремятся привнести в этот мир что-то новое. Они исследуют природные явления, возможности человеческого организма. Их целью зачастую становится воплощение в жизнь мечты. А мечтают люди о многом: о покорении океана, вселенной, о бессмертии, вечной молодости, больших деньгах и большой власти. Стремясь к открытиям, ученые не всегда хорошо продумывают, что принесет их изобретение человечеству. Более того, есть мнение, что наука лишена нравственности. Для многих ученых важно подтвердить свои догадки, заставить работать изобретенное им устройство. Что с их изобретениями будут делать люди дальше, их мало волнует. А так не должно быть. Ученый не должен забывать о своей ответственности за совершенные им открытия.
Достижениями ученых могут воспользоваться совсем не так, как они предполагают. Всегда находятся предприимчивые люди, которые не гнушаются ничем, лишь бы получить выгоду. Ученые должны предвидеть такие последствия, поэтому не всегда нужно торопиться дарить людям результаты своих трудов.
Слова, относящиеся к терминам:
- Полупроводник
- Ядро
- Квантовая физика
- Атомная энергетика
- Транзистор
- Лазерно-магнитный принцип
- Радиоактивное загрязнение
Эти термины используются в тексте для обозначения научных понятий, технологий и процессов, связанных с физикой, электроникой и атомной энергетикой.
Вопросы, ответы на которые даны в интервью:
- Какие три крупнейших технологических открытия XX века связаны с развитием квантовой физики?
Это деление ядра (атомная бомба), атомная энергетика, и открытия, связанные с транзистором и лазерно-магнитным принципом, которые стали основой для информационных технологий. - В чём задача учёного?
Задача учёного заключается в добыче знаний, но при этом он не может отвечать за то, как будут использованы эти знания. - Кто из учёных принимал участие в «Манхеттенском проекте» в США и в атомном проекте в России?
В этих проектах принимали участие выдающиеся учёные, такие как Флёров, Курчатов, Ландау, Тамм, Зельдович, Сахаров, Сциллард, Ферми и Оппенгеймер. - Кто принимает решения по использованию научных открытий в нашей стране и в мире?
Решения по использованию научных открытий принимают политики, а не учёные. - Должен ли учёный нести ответственность за научное открытие?
Учёный не может нести ответственность за использование своих открытий, но это не отменяет того факта, что они оказывают влияние на общество. - Что может произойти, если эксперимент выйдет из-под контроля?
Эксперимент может привести к непредсказуемым последствиям, которые могут быть опасны для общества. Например, информационные технологии могут привести к распространению «информационной грязи».
Сочинение-размышление о проблеме ответственности за научные открытия:
Ответственность за научные открытия
В интервью Ж. Алфёрова поднималась важная и актуальная проблема: кто несёт ответственность за научные открытия? Учёные, с одной стороны, обладают огромными знаниями, которые могут изменить мир, но с другой — часто они не могут контролировать, как именно их открытия будут использованы. Эта дилемма ставит вопрос о нравственной ответственности за научные достижения.
С одной стороны, учёные действительно не могут предсказать, какие последствия могут иметь их открытия. Например, создание атомной бомбы было стремлением учёных обеспечить безопасность своей страны, но результат оказался разрушительным и изменил ход истории. Вроде бы наука должна служить человеку, но часто её результаты используются во вред. Ведь технологии, такие как транзисторы и лазеры, помогли развить информационные технологии, но они также способствовали распространению ненужной и вредной информации, как подчёркивает Алфёров.
С другой стороны, учёные обязаны быть осмотрительными и предвидеть последствия своих действий. Достижения науки могут быть использованы не по назначению, если они попадут в руки людей, не заботящихся о моральных последствиях. Например, технологии могут быть использованы для манипулирования людьми или создания вредоносных продуктов.
Всё это ставит перед учёными важную задачу — быть не только создателями знаний, но и ответственными за то, как они будут использоваться. Учёные не могут полностью избежать ответственности за свои открытия, потому что они влияют на общество, на будущее. Они должны задумываться о том, как и кем будут использованы их разработки, и что они принесут человечеству в долгосрочной перспективе.
Я согласен с точкой зрения Алфёрова, что учёные должны быть более внимательными и осведомлёнными о возможных последствиях своих открытий. Ведь именно на учёных лежит ответственность за направление развития науки и её этическую сторону.
Любой навык лучше отрабатывать самостоятельной практикой, и решение задач — не исключение. Прежде чем обратиться к подсказкам, стоит попробовать справиться с заданием, опираясь на свои знания. Если дойти до конца удалось — проверить ответ и в случае расхождений сверить своё решение с правильным.