ГДЗ по Русскому языку 8 Класс Номер 4 Рыбченкова — Подробные Ответы
Внимательно рассмотрите схему. Какие качества речи обеспечивают высокий уровень владения родным языком? Соотнесите данные таблицы и схемы, раскройте содержание понятий, обозначенных в схеме.
1. Выберите качество речи, о котором вы будете рассказывать, выступая перед другими участниками обсуждения (перед другими группами). Дополнительную информацию найдите в Интернете. Как вы сформулируете информационный запрос для работы на сайте?
2. Какие из качеств речи представляются вам наиболее важными для общения? Своё мнение поясните. Расскажите одноклассникам о самом важном, на ваш взгляд, качестве речи.
3. Оцените работу всех других выступающих (других групп), дайте оценку своей работе.
Высокий уровень владения языком обеспечивают правильность, точность, выразительность и ясность речи.
- Соблюдение норм литературного языка – правильность.
- Соответствие содержания речи целям и условиям – уместность.
- Отсутствие в речи вульгаризмов, бранной лексики, слов-паразитов – чистота.
- Фактическая точность речи, употребление слов в соответствии с их значением – точность.
- Соблюдение логической последовательности фрагментов высказывания, наличие смысловых связей между ними – логичность.
- Понятность речи тем, кому она адресована – ясность и доступность.
- Лексическое, грамматическое, интонационное разнообразие речи – богатство.
- Свойство речи, которое поддерживает внимание и интерес тех, к кому обращена речь, оказывает воздействие на их эмоции, чувства – выразительность.
1. Я хочу рассказать о чистоте речи.
2. Чистота – важное качество речи
Русский язык отличается богатством и разнообразием словарного запаса. Однако при выборе слов мы должны принимать во внимание такое необходимое качество хорошей, уместной речи, как чистота.
Чистота – освобождение речи от элементов, чуждых литературному языку, определяется тем, насколько ясно представляем мы себе соотношение литературного и общенародного языка, знаем слова, стоящие за пределами литературного употребления, стремимся к тому, чтобы нас правильно понимали.
Чистота речи – это свобода речи от любых загрязняющих её элементов.
Чистая речь не содержит чуждых литературному языку слов и словосочетаний, а также всего, что отвергается нормами морали и нравственности.
Таким образом, чистота речи основывается на двух соотношениях:
- Речь – литературный язык.
- Речь – сознание.
Элементы, способные засорить речь:
- диалектные слова (слова, свойственные не общему языку народа, а местным говорам);
- профессиональные слова;
- речевые штампы, канцеляризмы (слова, словосочетания и предложения, употребляемые в деловых («канцелярских») документах);
- жаргонизмы, т.е. слова и словесные обороты, которые возникли и употребляются в жаргонах – узкогрупповых «ответвлениях» от народного языка;
- слова-сорняки, слова-паразиты, засоряющие речь (ну, вот, как бы, так сказать);
- языковые элементы, отвергаемые нормами нравственности (вульгаризмы – слова, грубо, обозначающие какие-либо предметы, явления);
- иноязычные слова, в этом случае иноязычные слова следует разделить на:
а) слова необходимые, которые не имеют эквивалентов в русском языке;
б) «засорители» – слова, которые можно заменить русскими эквивалентами без изменения смысла.
Чистота речи служит показателем не только речевой и общей культуры человека, но и его вкуса, чувства языка, чувства меры.
3. Индивидуально.
Русский язык по праву считается одним из самых богатых и выразительных языков в мире. Однако для эффективного общения и высокого уровня владения языком важно соблюдать определенные качества речи, среди которых особое место занимает чистота речи. Это качество подразумевает свободу речи от элементов, чуждых литературной норме, таких как вульгаризмы, жаргонизмы, диалектизмы, слова-паразиты и ненужные заимствования.
Чистота речи определяется тем, насколько ясно человек представляет себе границы между литературным языком и общенародным или разговорным, а также тем, насколько он стремится к тому, чтобы его речь была понятной и доступной для окружающих. Свободная от «загрязняющих» элементов речь не только облегчает процесс восприятия информации, но и способствует созданию положительного впечатления о говорящем.
К элементам, которые могут засорять речь, относятся диалектные слова. Они характерны для отдельных регионов и не входят в состав литературного языка. Например, слова вроде «кочет» вместо «петух» или «куренёк» вместо «цыплёнок» могут быть непонятны человеку, не знакомому с местным говором.
Жаргонизмы также являются одной из причин, по которым речь теряет чистоту. Такие слова, как «хата» вместо «дом» или «бабки» вместо «деньги», характерны для узких социальных групп и неуместны в нейтральной или официальной обстановке.
Слова-паразиты, такие как «ну», «вот», «как бы», «так сказать», засоряют речь, делают её менее выразительной и затрудняют восприятие основной мысли. Их чрезмерное использование создаёт впечатление неряшливости и невнимательности в речи.
Неуместное использование иностранных слов также нарушает чистоту речи. Например, слова вроде «кейсы», «фидбэк» или «апгрейд» можно легко заменить русскими эквивалентами: «примеры», «отзыв» или «обновление». Однако есть и такие заимствования, которые необходимы, поскольку не имеют аналогов в русском языке, например, «бизнес», «интернет» или «маркетинг».
Чистота речи связана не только с соблюдением языковых норм, но и с моральными и этическими аспектами. Вульгаризмы и ненормативная лексика недопустимы, так как они нарушают нормы нравственности и культуры общения.
Таким образом, чистота речи основывается на двух ключевых аспектах: соотношении речи с литературным языком и её связи с сознанием говорящего. Чистая речь — это показатель высокой речевой культуры, вкуса, чувства языка и меры. Она делает общение более эффективным, понятным и приятным, подчёркивая уважение говорящего к собеседнику.
Любой навык лучше отрабатывать самостоятельной практикой, и решение задач — не исключение. Прежде чем обратиться к подсказкам, стоит попробовать справиться с заданием, опираясь на свои знания. Если дойти до конца удалось — проверить ответ и в случае расхождений сверить своё решение с правильным.