Учебник русского языка для 8-го класса авторства Рыбченкова — это современное и содержательное пособие, которое помогает учащимся углубить свои знания и навыки в области русского языка и литературы. В этом учебнике акцент сделан на важнейшие аспекты языка, что делает его незаменимым инструментом для подготовки к экзаменам и дальнейшему обучению.
ГДЗ по Русскому языку 8 Класс Номер 372 Рыбченкова — Подробные Ответы
Проанализируйте предложения, обращая особое внимание на знаки препинания, которые ставятся в конструкциях с обобщающими словами. Подумайте, от чего зависит постановка двоеточия или тире в таких предложениях. Составьте схемы предложений.
1) А утром всё хрустело вокруг: помёрзшие дороги, листья на крыльце, чёрные стебли крапивы, торчавшие из-под снега. (К. Паустовский)
2) В этом форте всё было романтично: и полуразрушенные подъёмные мосты, и казематы, и пороховые погреба, и старинные пушки. (К. Паустовский)
3) Поручни, компасы, бинокли — всё было медное. (К. Паустовский)
4) От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи — от всего побежали далеко длинные тени. (И. Гончаров)
5) И всё вокруг: и жнивья, и дорога, и воздух — сияло от низкого вечернего солнца. (И. Бунин)
1. А утром всё хрустело вокруг: промёрзшие дороги, листья на крыльце, чёрные стебли крапивы, торчавшие из-под снега.
Схема:
2. В этом форте всё было романтично: и полуразрушенные подъёмные мосты, и казематы, и пороховые погреба, и старинные пушки.
Схема:
3. Поручни, компасы, бинокли — всё было медное.
Схема:
4. От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи — от всего побежали далеко длинные тени.
Схема:
5. И всё вокруг: и жнивья, и дорога, и воздух — сияло от низкого вечернего солнца.
Схема:
Объяснение постановки знаков препинания:
— Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то ставится двоеточие.
— Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то ставится тире.
— Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а предложение продолжается, то перед однородными членами ставится двоеточие, а после них — тире.
В первом предложении: «А утром всё хрустело вокруг: промёрзшие дороги, листья на крыльце, чёрные стебли крапивы, торчавшие из-под снега» обобщающее слово «всё» стоит перед рядом однородных членов. Это создаёт необходимость постановки двоеточия после обобщающего слова, так как оно предваряет перечисление. Однородные члены предложения («промёрзшие дороги», «листья на крыльце», «чёрные стебли крапивы») перечисляются через запятые, а завершается перечисление придаточным оборотом «торчавшие из-под снега». Схема:
Во втором предложении: «В этом форте всё было романтично: и полуразрушенные подъёмные мосты, и казематы, и пороховые погреба, и старинные пушки» обобщающее слово «всё» также находится перед однородными членами. Поэтому после него ставится двоеточие. Однородные члены («и полуразрушенные подъёмные мосты», «и казематы», «и пороховые погреба», «и старинные пушки») соединяются повторяющимся союзом «и», что подчёркивает их равнозначность. Схема:
В третьем предложении: «Поручни, компасы, бинокли — всё было медное» обобщающее слово «всё» расположено после ряда однородных членов («поручни», «компасы», «бинокли»). В этом случае перед обобщающим словом ставится тире, чтобы подчеркнуть его обобщающую функцию. Схема:
В четвёртом предложении: «От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи — от всего побежали далеко длинные тени» однородные члены («от дома», «от деревьев», «и от голубятни», «и от галереи») стоят перед обобщающим словом «от всего». Поскольку обобщающее слово следует за однородными членами, перед ним ставится тире. Это тире помогает логически связать однородные члены с обобщающим словом. Схема:
В пятом предложении: «И всё вокруг: и жнивья, и дорога, и воздух — сияло от низкого вечернего солнца» обобщающее слово «всё вокруг» находится перед однородными членами («и жнивья», «и дорога», «и воздух»), поэтому после него ставится двоеточие. Однако предложение продолжается после перечисления, и перед сказуемым «сияло» ставится тире, чтобы завершить конструкцию. Схема:
Таким образом, постановка двоеточия или тире зависит от расположения обобщающего слова по отношению к однородным членам. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то ставится двоеточие. Если обобщающее слово находится после однородных членов, то используется тире. Если предложение продолжается после перечисления, то перед однородными членами ставится двоеточие, а после них — тире.
Любой навык лучше отрабатывать самостоятельной практикой, и решение задач — не исключение. Прежде чем обратиться к подсказкам, стоит попробовать справиться с заданием, опираясь на свои знания. Если дойти до конца удалось — проверить ответ и в случае расхождений сверить своё решение с правильным.