Учебник русского языка для 8-го класса авторства Рыбченкова — это современное и содержательное пособие, которое помогает учащимся углубить свои знания и навыки в области русского языка и литературы. В этом учебнике акцент сделан на важнейшие аспекты языка, что делает его незаменимым инструментом для подготовки к экзаменам и дальнейшему обучению.
ГДЗ по Русскому языку 8 Класс Номер 370 Рыбченкова — Подробные Ответы
Проанализируйте предложения.
1) Настоящему рыбаку нужно многое: река, цветы, утренние зори, таинственные ночи, голубые вечера и тишина. (Г. Троепольский)
2) Мне нравились его черты: мечтам, невольная преданность, неподражательная странность и резкий, охлаждённый ум. (А. Пушкин)
3) В степи, за рекой, по дорогам — везде было пусто. (Л. Толстой)
Что общего у этих предложений? Что можно сказать о словах, выделенных курсивом? Как они соотносятся с однородными членами предложения по смыслу?
Курсивом выделены обобщающие слова. Они имеют более широкое значение и обобщённо выражают значения однородных членов предложения. Такие слова дают общее наименование перечисляемым элементам.
Между обобщающими словами и однородными членами устанавливаются отношения рода и вида, части и целого. Например:
- В первом предложении слово многое — обобщающее, а перечисленные элементы (река, цветы, утренние зори и т. д.) являются его конкретизацией.
- Во втором предложении слово черты обобщает мечтательность, преданность, странность и ум, указывая на их общую категорию.
- В третьем предложении слово везде обобщает места (в степи, за рекой, по дорогам), указывая на их пространственное единство.
Вывод: обобщающие слова связывают однородные члены предложения, создавая смысловые отношения между общей категорией и конкретными элементами.
В данных предложениях курсивом выделены обобщающие слова, которые играют важную роль в структуре и смысле текста. Они имеют более широкое значение по сравнению с перечисляемыми однородными членами предложения и служат для их обобщения. Обобщающие слова помогают объединить однородные члены в единую смысловую группу, показывая их принадлежность к одной категории или целому.
В первом предложении слово многое является обобщающим. Оно выражает общую категорию, в которую входят все перечисленные элементы: река, цветы, утренние зори, таинственные ночи, голубые вечера и тишина. Эти элементы конкретизируют понятие «многое», раскрывая его содержание. Между обобщающим словом и однородными членами устанавливаются отношения рода и вида: «многое» — это родовое понятие, а перечисленные элементы — его виды.
Во втором предложении слово черты также выступает обобщающим. Оно обозначает общую категорию качеств, которая включает в себя мечтам невольную преданность, неподражательную странность и резкий, охлаждённый ум. Здесь обобщающее слово показывает, что все перечисленные качества являются характеристиками одного и того же человека. Отношения между обобщающим словом и однородными членами можно описать как отношения части и целого: черты — это целое, а перечисленные элементы — его части.
В третьем предложении слово везде обобщает указанные места: в степи, за рекой, по дорогам. Оно показывает, что действие (пустота) распространяется на все эти места, объединяя их в одну пространственную категорию. Здесь также прослеживаются отношения рода и вида: «везде» — это родовое понятие, а конкретные места — его виды.
Таким образом, обобщающие слова выполняют важную функцию в предложении. Они связывают однородные члены, указывая на их общую категорию или принадлежность к одному целому. Эти слова помогают сделать текст более связным и понятным, обеспечивая логическую связь между общей идеей и её деталями.
Любой навык лучше отрабатывать самостоятельной практикой, и решение задач — не исключение. Прежде чем обратиться к подсказкам, стоит попробовать справиться с заданием, опираясь на свои знания. Если дойти до конца удалось — проверить ответ и в случае расхождений сверить своё решение с правильным.