ГДЗ по Русскому языку 8 Класс Номер 357 Рыбченкова — Подробные Ответы
Спишите предложения. Объясните графически постановку запятой или её отсутствие в предложениях.
1) Ролевое чтение или инсценировка фрагментов из изучаемых произведений развивает творческое воображение.
2) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят о тайнах шекспировского творчества.
3) Ветер туго надул парус и нос корабля стало клонить вниз.
4) При анализе художественного текста следует указать как лексические средства создания образности, так и синтаксические средства выразительности.
5) Раньше он либо не замечал окружающей природы, либо смотрел на неё с практической точки зрения.
6) Все большие реки впадают в моря или заливы океана.
7) Лесные дали кажутся то дымчато-сиреневатыми, то голубоватыми.
8) В системе движения планет Марс занимает промежуточное положение между Землёй и Луной.
9) В преемственности традиций народных мастеров и верности им и содержится зерно успеха и популярности гжельской керамики в наше время.
10) Во всём мире любители музыки П. И. Чайковского восхищаются как операми композитора, так и его симфоническими произведениями.
11) Прибрежные травы были душно нагреты влажным теплом, и над ними низко вились несметные бледно-зелёные мотыльки.
12) В роще невысокой липа да орешник разрослись широко.
13) Травы и цветы горячо и сладко пахли на припёке.
14) Его любили не столько за возвышенный ум, сколько за какую-то трогательную наивность и способность всему удивляться.
15) Речной жемчуг беловатого или жёлтого цвета встречается в озёрах с чистой водой.
16) В жизни каждого человека бывают как успехи, так и неудачи.
17) Волк меняет шерсть, да не повадки.
18) Речной жемчуг можно найти и в реках, и в озёрах, и в ручьях.
19) Выпало ещё немного снега, и на опустевших огородах стали видны пятнистые стёжки заячьих следов.
20) В зависимости от степени участия в запоминании того или иного органа чувств выделяют различные типы памяти.
1. Используя материал упражнения, составьте табличку, рассказывающую о разной роли союза и в предложении.
2.Объясните, какие орфографические правила могут иллюстрировать выделенные слова. Дополните свои рассуждения другими примерами, подобранными самостоятельно.
1. Ролевое чтение или инсценировка фрагментов из изучаемых произведений развивает творческое воображение. Запятая в данном предложении не ставится, так как союз «или» соединяет однородные члены предложения: «ролевое чтение» и «инсценировка». Эти элементы входят в состав простого предложения, не образуя сложной конструкции, а значит, пунктуация здесь не требуется.
2. Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят о тайнах шекспировского творчества. В этом предложении запятая также отсутствует, так как союз «и» соединяет однородные подлежащие: «литературоведы» и «историки». Союз «и» выполняет функцию соединения элементов одного уровня, и запятая между ними не ставится.
3. Ветер туго надул парус, и нос корабля стало клонить вниз. Запятая ставится перед союзом «и», так как он соединяет две грамматические основы: «ветер туго надул парус» и «нос корабля стало клонить вниз». Эти части предложения являются самостоятельными, каждая из них содержит подлежащее и сказуемое, что делает предложение сложносочинённым.
4. При анализе художественного текста следует указать как лексические средства создания образности, так и синтаксические средства выразительности. Запятая ставится перед второй частью конструкции «как… так и», чтобы разграничить и выделить однородные члены предложения: «лексические средства создания образности» и «синтаксические средства выразительности». Данная конструкция подчёркивает противопоставление или сопоставление элементов.
5. Раньше он либо не замечал окружающей природы, либо смотрел на неё с практической точки зрения. Запятая ставится перед второй частью конструкции «либо… либо», поскольку она соединяет однородные сказуемые: «не замечал» и «смотрел». Союз «либо» выполняет функцию разделения и структурирования предложения, что требует постановки запятой.
6. Все большие реки впадают в моря или заливы океана. Запятая отсутствует, так как союз «или» соединяет однородные члены предложения: «моря» и «заливы». Пунктуация здесь не требуется, поскольку элементы находятся в рамках одного простого предложения.
7. Лесные дали кажутся то дымчато-сиреневатыми, то голубоватыми. Запятая ставится между частями конструкции «то… то», которая соединяет однородные члены предложения: «дымчато-сиреневатыми» и «голубоватыми». Эта пунктуация подчёркивает чередование признаков, описанных в предложении.
8. В системе движения планет Марс занимает промежуточное положение между Землёй и Луной. Запятая отсутствует, так как союз «и» соединяет однородные члены предложения: «Землёй» и «Луной». Эти элементы находятся в рамках одного простого предложения, и пунктуация не требуется.
9. В преемственности традиций народных мастеров и верности им и содержится зерно успеха и популярности гжельской керамики в наше время. Запятая отсутствует, так как союз «и» соединяет однородные члены предложения, которые не требуют разделения запятыми: «традиций народных мастеров», «верности им», «успеха» и «популярности».
10. Во всём мире любители музыки П. И. Чайковского восхищаются как операми композитора, так и его симфоническими произведениями. Запятая ставится перед «так и», чтобы выделить части конструкции «как… так и». Эта пунктуация подчёркивает сопоставление однородных членов предложения: «операми композитора» и «его симфоническими произведениями».
11. Прибрежные травы были душно нагреты влажным теплом, и над ними низко вились несметные бледно-зелёные мотыльки. Запятая ставится перед союзом «и», который соединяет две грамматические основы: «прибрежные травы были душно нагреты» и «над ними низко вились несметные мотыльки». Это сложносочинённое предложение, поэтому пунктуация обязательна.
12. В роще невысокой липа да орешник разрослись широко. Запятая отсутствует, так как союз «да» в значении «и» соединяет однородные подлежащие: «липа» и «орешник». Пунктуация не требуется, так как союз выполняет функцию соединения элементов одного уровня.
13. Травы и цветы горячо и сладко пахли на припёке. Запятая отсутствует, так как союз «и» соединяет однородные члены предложения: «травы» и «цветы», а также «горячо» и «сладко». Пунктуация не требуется, так как предложение простое.
14. Его любили не столько за возвышенный ум, сколько за какую-то трогательную наивность и способность всему удивляться. Запятая ставится перед «сколько», чтобы выделить части конструкции «не столько… сколько». Эта пунктуация подчёркивает противопоставление двух причин любви к герою.
15. Речной жемчуг беловатого или жёлтого цвета встречается в озёрах с чистой водой. Запятая отсутствует, так как союз «или» соединяет однородные члены предложения: «беловатого цвета» и «жёлтого цвета». Пунктуация не требуется, так как предложение простое.
16. В жизни каждого человека бывают как успехи, так и неудачи. Запятая ставится перед «так и», чтобы выделить части конструкции «как… так и». Эта пунктуация подчёркивает сопоставление двух явлений: «успехи» и «неудачи».
17. Волк меняет шерсть, да не повадки. Запятая ставится перед союзом «да», который соединяет две грамматические основы: «волк меняет шерсть» и «не повадки». Это сложносочинённое предложение, поэтому пунктуация обязательна.
18. Речной жемчуг можно найти и в реках, и в озёрах, и в ручьях. Запятая ставится между повторяющимися союзами «и», чтобы разделить однородные члены предложения: «в реках», «в озёрах» и «в ручьях». Эта пунктуация подчёркивает перечисление.
19. Выпало ещё немного снега, и на опустевших огородах стали видны пятнистые стёжки заячьих следов. Запятая ставится перед союзом «и», который соединяет две грамматические основы: «выпало ещё немного снега» и «на опустевших огородах стали видны пятнистые стёжки». Это сложносочинённое предложение, поэтому пунктуация обязательна.
20. В зависимости от степени участия в запоминании того или иного органа чувств выделяют различные типы памяти. Запятая отсутствует, так как союз «или» соединяет однородные члены предложения: «того» и «иного». Пунктуация не требуется, так как предложение простое.
Любой навык лучше отрабатывать самостоятельной практикой, и решение задач — не исключение. Прежде чем обратиться к подсказкам, стоит попробовать справиться с заданием, опираясь на свои знания. Если дойти до конца удалось — проверить ответ и в случае расхождений сверить своё решение с правильным.