ГДЗ по Русскому языку 8 Класс Номер 355 Рыбченкова — Подробные Ответы
Прочитайте предложения с однородными членами. Выпишите простые предложения в следующем порядке: 1) предложения с одиночными сочинительными союзами между однородными членами; 2) предложения с повторяющимися союзами при однородных членах; 3) предложения с противительными союзами при однородных членах; 4) предложения с двойными союзами; 5) предложения с парным соединением однородных членов. Расставьте пропущенные знаки препинания, объясните их расстановку. Графически выделите однородные члены предложения, подчеркните союзы и укажите их разряд.
1) Ветер шумел в ответ и приносил хриплое карканье вороньих стай. (К. Паустовский)
2) Надо и знать и любить и беречь свою землю. (В. Песков)
3) Море бывает то ласковое то сердитое то разгневанное. (Р. Гамзатов)
4) Соловьи по-прежнему пели страстно и звонко нежно и удало. (А. Блок)
5) Дуют свежие ветры и высокое небо опрокинулось бледной зеленеющей чашей. (К. Паустовский)
6) Мал золотник да дорог. (Пословица)
7) В природе ни лист ни соломинка не повторяется. (М. Пришвин)
8) Эта тропа считается тяжёлой как для лошадей так и для пешеходов. (В. Арсеньев)
9) Будьте упорны но не упрямы. (В. Обручев)
10) Молнии не столько вспыхивали сколько трепетали как крыло умирающей птицы. (И. Тургенев)
11) Русский народ смышлён и понятлив усерден и горяч ко всему благородному и прекрасному. (В. Белинский)
12) Всё блещет и нежится и радостно тянется к солнцу. (А. Куприн)
13) Целый день шёл дождь и теперь разгулялось. (Л. Толстой)
Какие предложения вы не выписали и почему? Составьте их схемы.
Предложения с одиночными сочинительными союзами между однородными членами:
1) Ветер шумел в ответ и (сочинит.) приносил хриплое карканье вороньих стай. (К. Паустовский)
6) Мал золотник, да (противит.) дорог.
9) Будьте упорны, но (противит.) не упрямы. (В. Обручев)
Предложения с повторяющимися союзами при однородных членах:
2) Надо и (сочинит.) знать, и (сочинит.) любить, и (сочинит.) беречь свою землю. (В. Песков)
3) Море бывает то (разделит.) ласковое, то (разделит.) сердитое, то (разделит.) разгневанное. (Р. Гамзатов)
7) В природе ни (сочинит.) лист, ни (сочинит.) соломинка не повторяется. (М. Пришвин)
12) Всё блещет, и (сочинит.) нежится, и (сочинит.) радостно тянется к солнцу. (А. Куприн)
Предложения с противительными союзами при однородных членах:
6) Мал золотник, да (противит.) дорог.
9) Будьте упорны, но (противит.) не упрямы. (В. Обручев)
Предложения с двойными союзами:
8) Эта тропа считается тяжёлой как для лошадей, так и (сочинит.) для пешеходов. (В. Арсеньев)
10) Молнии не столько вспыхивали, сколько (сочинит.) трепетали, как крыло умирающей птицы. (И. Тургенев)
Предложения с парным соединением однородных членов:
4) Соловьи по-прежнему пели страстно и (сочинит.) звонко, нежно и (сочинит.) удало. (А. Блок)
11) Русский народ смышлён и (сочинит.) понятлив, усерден и (сочинит.) горяч ко всему благородному и (сочинит.) прекрасному. (В. Белинский)
Сложные предложения, не вошедшие в группы:
5) Дуют свежие ветры, и высокое небо опрокинулось бледной зеленеющей чашей. (К. Паустовский)
13) Целый день шёл дождь, и теперь разгулялось. (Л. Толстой)
Анализ предложений с однородными членами и союзами
В данном задании необходимо внимательно рассмотреть предложения, выделить в них однородные члены, определить типы союзов, которые связывают эти члены, расставить знаки препинания и объяснить их использование. Кроме того, важно правильно классифицировать предложения по типам союзов. Для выполнения задания я буду следовать четкой логике анализа каждого предложения, чтобы показать ход рассуждений.
Предложения с одиночными сочинительными союзами
Однородные члены предложения могут соединяться при помощи одиночных союзов. В таких случаях между ними не требуется повторения союза, и однородные члены следуют друг за другом, объединяясь в одну смысловую группу.
Пример: «Ветер шумел в ответ и приносил хриплое карканье вороньих стай». Здесь однородные члены «шумел» и «приносил» соединены одиночным союзом «и». Этот союз относится к разряду сочинительных соединительных союзов, так как он объединяет действия, происходящие одновременно. Запятая перед союзом не ставится, так как он соединяет однородные члены, относящиеся к одному подлежащему.
Другой пример: «Мал золотник, да дорог». Союз «да» здесь используется в значении противительного союза, так как он противопоставляет малость золотника его ценности. Перед союзом ставится запятая, так как он соединяет части сложного предложения.
Последний пример: «Будьте упорны, но не упрямы». Союз «но» также является противительным, так как противопоставляет два качества — упорство и упрямство. Запятая ставится перед союзом, чтобы разделить части сложного предложения.
Предложения с повторяющимися союзами
Когда однородные члены соединяются повторяющимися союзами, они подчеркивают перечисление или последовательность действий, качеств, предметов.
Пример: «Надо и знать, и любить, и беречь свою землю». Здесь использован повторяющийся союз «и», который относится к сочинительным соединительным союзам. Он объединяет три однородных члена — «знать», «любить», «беречь». Запятые ставятся перед каждым повторяющимся союзом, чтобы выделить перечисление.
Еще один пример: «Море бывает то ласковое, то сердитое, то разгневанное». Союз «то» относится к разделительным союзам, так как он показывает чередование состояний моря. Запятые ставятся между однородными членами, чтобы отделить каждое состояние.
Пример из другого контекста: «В природе ни лист, ни соломинка не повторяется». Союз «ни» относится к сочинительным соединительным союзам, но с отрицательным значением. Запятая ставится между однородными членами, чтобы разделить их.
Последний пример: «Всё блещет, и нежится, и радостно тянется к солнцу». Союз «и» повторяется, объединяя три однородных члена — «блещет», «нежится», «тянется». Запятые ставятся перед каждым союзом.
Предложения с противительными союзами
Противительные союзы используются для выражения противопоставления или несогласования между однородными членами.
Пример: «Мал золотник, да дорог». Я уже объяснил выше, что союз «да» имеет противительное значение, поэтому перед ним ставится запятая.
Другой пример: «Будьте упорны, но не упрямы». Здесь союз «но» противопоставляет два качества, и запятая ставится перед ним.
Предложения с двойными союзами
Двойные союзы соединяют однородные члены, подчеркивая их взаимосвязь.
Пример: «Эта тропа считается тяжёлой как для лошадей, так и для пешеходов». Союз «как… так и» относится к сочинительным соединительным союзам. Он объединяет два однородных члена — «для лошадей» и «для пешеходов». Запятая ставится перед второй частью союза «так и», чтобы выделить границу между частями.
Другой пример: «Молнии не столько вспыхивали, сколько трепетали, как крыло умирающей птицы». Союз «не столько… сколько» относится к сочинительным соединительным союзам, но с оттенком сравнения. Запятая ставится перед второй частью союза.
Предложения с парным соединением однородных членов
Парное соединение однородных членов делает текст выразительным, подчеркивая их взаимосвязь.
Пример: «Соловьи по-прежнему пели страстно и звонко, нежно и удало». Союз «и» соединяет парные однородные члены — «страстно и звонко», «нежно и удало». Запятая ставится между парами однородных членов.
Другой пример: «Русский народ смышлён и понятлив, усерден и горяч ко всему благородному и прекрасному». Здесь также союз «и» соединяет парные однородные члены — «смышлён и понятлив», «усерден и горяч». Запятая ставится между парами.
Сложные предложения, не вошедшие в группы
Некоторые предложения не относятся к указанным категориям, так как они сложные и содержат несколько смысловых частей.
Пример: «Дуют свежие ветры, и высокое небо опрокинулось бледной зеленеющей чашей». Здесь союз «и» соединяет части сложного предложения. Запятая ставится перед союзом, чтобы разделить части.
Другой пример: «Целый день шёл дождь, и теперь разгулялось». Союз «и» соединяет две части сложного предложения. Запятая ставится перед союзом.
Заключение
Таким образом, при анализе предложений с однородными членами важно учитывать тип союзов, их функцию и роль в предложении. Знаки препинания ставятся в зависимости от типа союза и структуры предложения. Это помогает сделать текст логичным, выразительным и грамматически правильным.
Любой навык лучше отрабатывать самостоятельной практикой, и решение задач — не исключение. Прежде чем обратиться к подсказкам, стоит попробовать справиться с заданием, опираясь на свои знания. Если дойти до конца удалось — проверить ответ и в случае расхождений сверить своё решение с правильным.