1-11 класс
  • 1-11 класс
  • 1 класс
  • 2 класс
  • 3 класс
  • 4 класс
  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
Выберите класс
Предметы
ГДЗ по Русскому языку 8 Класс Учебник 📕 Рыбченкова — Все Части
Русский язык
8 класс учебник Рыбченкова
8 класс
Авторы
Рыбченкова Л.М., Александрова О.М.
Тип книги
Учебник
Год
2017-2023
Издательство
Просвещение
Описание

ГДЗ по Русскому языку 8 Класс Номер 322 Рыбченкова — Подробные Ответы

Задача

Прочитайте назывные предложения и запишите их группами в соответствии с теми функциями, которые эти предложения могут выполнять в речи: 1) кратко и лаконично описывать обстановку, место и время действия; 2) передавать быструю смену событий, явлений; 3) создавать живые и образные картины природы, какого-либо действия и усиливать общую выразительность речи; 4) выражать чувства и эмоции автора речи.

1) Ночь, улица, фонарь, аптека. / Бессмысленный и тусклый свет. (А. Блок)
2) Что за чудная ночь! Что за тени и блеск! (И. Никитин)
3) Год 1812. Лето. Мост через реку Неман. Граница России. (С. Алексеев)
4) Бой барабанный, клики, скрежет, / Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть и ад со всех сторон. (А. Пушкин)
5) О, весна без конца и без краю — / Без конца и без краю мечта! (А. Блок)
6) Удары, лязг, выстрелы, вопли, плеск воды, разрывы ручных гранат. (А. Н. Толстой)
7) Город. Зимнее небо. / Тьма. Пролёты ворот. (Б. Пастернак)
8) Ветер. Вьюга. Усталость. (В. Катаев)
9) И вот вся жизнь! Круженье, пенье, / Моря, пустыни, города, / Мелькающее отраженье / Потерянного навсегда. (Н. Гумилёв)
10) Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжёлые облака. (С. Аксаков)

Используя материалы этого и предыдущих упражнений, составьте связный рассказ о функциях назывных предложений в речи.

Краткий ответ:

Назывные предложения, которые кратко и лаконично описывают обстановку, место и время действия:
1) Ночь, улица, фонарь, аптека. Бессмысленный и тусклый свет. (А. Блок)
3) Год 1812-й. Лето. Мост через реку Неман. Граница России. (С. Алексеев)
7) Город. Зимнее небо. Тьма. Пролёты ворот. (Б. Пастернак)

Назывные предложения, которые передают быструю смену событий, явлений:
4) Бой барабанный, клики, скрежет, / Гром пушек, топот, ржанье, стон, / И смерть и ад со всех сторон. (А. Пушкин)
6) Удары, лязг, выстрелы, вопли, плеск воды, разрывы ручных гранат. (А. Н. Толстой)

Назывные предложения, которые создают живые и образные картины природы, какого-либо действия и усиливают общую выразительность речи:
9) И вот вся жизнь! Круженье, пенье, моря, пустыни, города, мелькающее отраженье потерянного навсегда. (Н. Гумилёв)
10) Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжёлые облака. (С. Аксаков)

Назывные предложения, которые выражают чувства и эмоции автора речи:
2) Что за чудная ночь! Что за тени и блеск! (И. Никитин)
5) О, весна без конца и без краю — без конца и без краю мечта! (А. Блок)
8) Ветер. Вьюга. Усталость. (В. Катаев)

Функции назывных предложений в речи.

Назывные предложения придают речи сжатость и выразительность. Они позволяют запечатлеть, как на фотографии, одно мгновение, один кадр, фиксируют только настоящее время.

Назывные предложения очень кратки. Они произносятся с интонацией сообщения, что какой-то предмет или явление есть в настоящем. Называя предметы, указывая место или время, назывные предложения сразу же вводят читателя в обстановку действия, например: Гарибальди! Небо Италии, поход на Рим, воздух, пропитанный запахом масличной коры, страна мечтаний, поэм и пышеты! (К. Паустовский). Осень. Сказочный чертог, всем открытый для обзора. Просеки лесных дорог, заглядевшихся в озёра (Б. Пастернак). Но краткость назывных предложений совсем не мешает им быть ёмкими по содержанию.

Назывные предложения в художественных текстах имеют следующие особенности:

  1. экспрессивность, фрагментарность, одновременно большая ёмкость содержания;
  2. создают образную, зримую картину природы, состояния героя;
  3. запечатлевают одно мгновение, один кадр;
  4. дают возможность читателю додумать, представить общую картину.

Назывные предложения по сути своей как бы созданы для описания: в них заложены большие изобразительные возможности. Называя предметы, расцвечивая их определениями, писатели рисуют картины природы, обстановку, описывают состояние героя, дают оценку окружающему миру. Однако линейное описание событий данными предложениями невозможно: они фиксируют только настоящее время.

Подробный ответ:

Назывные предложения, которые кратко и лаконично описывают обстановку, место и время действия:
1) Ночь, улица, фонарь, аптека. Бессмысленный и тусклый свет. (А. Блок)
3) Год 1812-й. Лето. Мост через реку Неман. Граница России. (С. Алексеев)
7) Город. Зимнее небо. Тьма. Пролёты ворот. (Б. Пастернак)

Назывные предложения, которые передают быструю смену событий, явлений:
4) Бой барабанный, клики, скрежет, / Гром пушек, топот, ржанье, стон, / И смерть и ад со всех сторон. (А. Пушкин)
6) Удары, лязг, выстрелы, вопли, плеск воды, разрывы ручных гранат. (А. Н. Толстой)

Назывные предложения, которые создают живые и образные картины природы, какого-либо действия и усиливают общую выразительность речи:
9) И вот вся жизнь! Круженье, пенье, моря, пустыни, города, мелькающее отраженье потерянного навсегда. (Н. Гумилёв)
10) Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжёлые облака. (С. Аксаков)

Назывные предложения, которые выражают чувства и эмоции автора речи:
2) Что за чудная ночь! Что за тени и блеск! (И. Никитин)
5) О, весна без конца и без краю — без конца и без краю мечта! (А. Блок)
8) Ветер. Вьюга. Усталость. (В. Катаев)

Назывные предложения — это особый тип односоставных предложений, которые используются в речи для лаконичного выражения мысли. В них содержится только подлежащее, обозначающее предмет, явление или состояние, а сказуемое отсутствует. Несмотря на свою простоту, назывные предложения обладают высокой выразительностью и выполняют важные функции в речи. Рассмотрим их подробнее.

Одной из главных функций назывных предложений является краткое и лаконичное описание обстановки, места или времени действия. Такие предложения позволяют читателю или слушателю быстро погрузиться в атмосферу текста, понять, где и когда происходят события. Например, строки: «Год 1812. Лето. Мост через реку Неман. Граница России» (С. Алексеев) чётко задают исторический контекст, создавая основу для дальнейшего повествования. Или строки Б. Пастернака: «Город. Зимнее небо. Тьма. Пролёты ворот», которые передают мрачную и холодную атмосферу зимнего города. Эти предложения не требуют дополнительных пояснений, их цель — дать читателю точное представление о месте и времени действия.

Другая важная функция назывных предложенийпередача быстрой смены событий и явлений. Такие конструкции создают динамику текста, усиливают напряжение и драматизм. Примером служат строки А. Пушкина: «Бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон, и смерть и ад со всех сторон». Здесь перечисление звуков и действий передаёт хаос сражения, погружая читателя в бурю событий. Аналогичный эффект наблюдается в произведении А. Н. Толстого: «Удары, лязг, выстрелы, вопли, плеск воды, разрывы ручных гранат». Перечисление элементов боя делает текст напряжённым и насыщенным, создавая ощущение стремительности происходящего.

Третья функция назывных предложений заключается в том, чтобы создавать живые и образные картины природы, какого-либо действия и усиливать общую выразительность речи. Такие предложения помогают автору передать красоту мира, его настроение и особенности. Например, строки С. Аксакова: «Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжёлые облака» рисуют осенний пейзаж, насыщенный атмосферой серости и глубины. А строки Н. Гумилёва: «И вот вся жизнь! Круженье, пенье, моря, пустыни, города, мелькающее отраженье потерянного навсегда» создают образ жизненного пути, наполненного разнообразием и мелодией. Эти предложения не только описывают природу или действие, но и делают текст живым, эмоционально насыщенным.

Четвёртая функция назывных предложенийвыражение чувств и эмоций автора. Такие конструкции часто наполнены личными переживаниями, настроением или восхищением. Например, строки А. Блока: «О, весна без конца и без краю — без конца и без краю мечта!» передают восторг автора, его чувство бесконечности весны и мечты. Или строки И. Никитина: «Что за чудная ночь! Что за тени и блеск!» выражают восхищение ночной красотой, её загадочностью и чарующей атмосферой. Назывные предложения позволяют читателю почувствовать эмоции автора, разделить его переживания.

Таким образом, назывные предложения — это универсальный инструмент, который выполняет множество функций: от лаконичного описания обстановки до передачи эмоций и создания живых образов. Они делают текст выразительным, насыщенным и динамичным, помогая автору донести свои мысли и чувства до читателя. Использование назывных предложений позволяет придать речи особую глубину и художественность, что особенно важно в литературных произведениях.



Общая оценка
4.9 / 5
Комментарии
Другие предметы
Как пользоваться ГДЗ

Любой навык лучше отрабатывать самостоятельной практикой, и решение задач — не исключение. Прежде чем обратиться к подсказкам, стоит попробовать справиться с заданием, опираясь на свои знания. Если дойти до конца удалось — проверить ответ и в случае расхождений сверить своё решение с правильным.