ГДЗ по Русскому языку 8 Класс Номер 290 Рыбченкова — Подробные Ответы
Прочитайте выдержки из рассказов писателя С. Махотина. Какие предложения (самостоятельные или части сложных) являются обобщённо-личными и почему?
Как вы думаете, для чего они используются в тексте? Выпишите такие предложения, подчеркните их основу, укажите, чем она выражена.
1) Вроде бы стук дятла пением не назовёшь. А услышишь его в лесу, и хорошо на душе. Знаешь, что где-то рядом неутомимый труженик, бодрый и весёлый! 2) Бархатистые подберёзовики любят сырые места. Шляпка у них оливкового цвета. А тронешь пальцем — почернеет. 3) Идёшь в лес за малиной — одевайся получше. Рядом с ней всегда растёт жгучая крапива. И комаров много. 4) Белый гриб — самая большая награда леснику. Увидишь его, и сердце забьётся от радости! Шляпка тёмно-коричневая, ножка белая, крепкая. Красавец!
- Вроде бы стук дятла пением не назовёшь (изъявит. накл., 2 л., ед. ч.). А услышишь (изъявит. накл., 2 л., ед. ч.) его в лесу, и хорошо на душе. Знаешь (изъявит. накл., 2 л., ед. ч.), что где-то рядом неутомимый труженик, бодрый и весёлый!
- А тронешь (изъявит. накл., 2 л., ед. ч.) пальцем — почернеет.
- Идёшь (изъявит. накл., 2 л., ед. ч.) в лес за малиной — одевайся (повелит. накл., 2 л., ед. ч.) получше.
- Увидишь (изъявит. накл., 2 л., ед. ч.) его, и сердце забьётся от радости!
Обобщённо-личные предложения используются в тексте для усиления воздействия художественной речи, т. к. относятся к любому и каждому человеку, а значит, и к читателю.
1. Обобщённо-личные предложения:
- «Вроде бы стук дятла пением не назовёшь»
Грамматическая основа: «не назовёшь» (глагол-сказуемое). Это обобщённо-личное предложение, так как глагол в форме 2-го лица единственного числа выражает действие, которое относится ко всем людям. Тут человек, говорящий, применяет своё утверждение к любому человеку, который может оценить звук. - «А услышишь его в лесу, и хорошо на душе»
Грамматическая основа: «услышишь» (глагол-сказуемое). Это обобщённо-личное предложение, потому что оно описывает действие, которое может произойти с любым человеком в лесу, когда он услышит звук дятла. Глагол в форме 2-го лица указывает на универсальность действия. - «Знаешь, что где-то рядом неутомимый труженик, бодрый и весёлый!»
Грамматическая основа: «знаешь» (глагол-сказуемое). Это обобщённо-личное предложение, так как глагол в форме 2-го лица единственного числа адресован любому человеку. Здесь подчеркивается знание факта, которое может быть верным для каждого, кто окажется в лесу. - «А тронешь пальцем — почернеет»
Грамматическая основа: «тронешь» (глагол-сказуемое). Это обобщённо-личное предложение, так как глагол в форме 2-го лица единственного числа делает утверждение универсальным и применимым к любому человеку, который решит потрогать подберёзовик. - «Идёшь в лес за малиной — одевайся получше»
Грамматическая основа: «идёшь» (глагол-сказуемое), «одевайся» (глагол-сказуемое). Это обобщённо-личное предложение, потому что оно обращено к любому человеку, который пойдет в лес за малиной. Глаголы в форме 2-го лица указывают на универсальное действие, которое следует совершить каждому, кто окажется в такой ситуации. - «Увидишь его, и сердце забьётся от радости!»
Грамматическая основа: «увидишь» (глагол-сказуемое), «забьётся» (глагол-сказуемое). Это обобщённо-личное предложение, так как оно описывает событие, которое может произойти с любым человеком, увидевшим белый гриб. Глаголы в форме 2-го лица и 3-го лица указывают на универсальность действия и чувства.
2. Для чего используются обобщённо-личные предложения в тексте?
Обобщённо-личные предложения используются в тексте для усиления воздействия художественной речи. Такие предложения создают ощущение, что то, о чём говорится, относится не только к конкретному персонажу, но и к каждому читателю. Это позволяет читателю почувствовать себя частью описываемой ситуации или увидеть её в общем контексте, а не ограничиться индивидуальным восприятием. Когда автор говорит «услышишь», «тронешь», «увидишь», он тем самым обращается к любому человеку, делая свои описания универсальными. Это также помогает усилить эмоциональное восприятие текста, так как читатель начинает воспринимать ситуацию как личную, общую для всех.
Любой навык лучше отрабатывать самостоятельной практикой, и решение задач — не исключение. Прежде чем обратиться к подсказкам, стоит попробовать справиться с заданием, опираясь на свои знания. Если дойти до конца удалось — проверить ответ и в случае расхождений сверить своё решение с правильным.