ГДЗ по Русскому языку 8 Класс Номер 270 Рыбченкова — Подробные Ответы
Проанализируйте таблицу, содержащую сведения о функциях определённо-личных предложений в речи. Какие из названных функций могут быть проиллюстрированы примерами из приведённых ниже текстов?
I. …Захлёбываюсь ветром. Тону в ветре, как тонут в бурной горной реке. Цепляюсь за жёсткие стебли травы, прячу голову за камень.
(По Н. Сладкову)
II. Закрой глаза, прислушайся. И услышишь мамин голос. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже если станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.
(Ю. Яковлев )
III. Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым…
(С. Есенин)
Используя сведения таблицы и примеры, расскажите о роли определённоличных предложений в речи.
I. … Захлёбываюсь ветром. Тону в ветре, как тонут в бурной горной реке. Цепляюсь за жёсткие стебли травы, прячу голову за камень.
(По Н. Сладкову)
Определённо-личные предложения
1. Помогают избежать повторов.
2. Усиливают значение действия, придают речи динамизм.
II. Закрой глаза, прислушайся. И услышишь мамин голос. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже если станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.
(Ю. Яковлев)
Определённо-личные предложения
1. Помогают избежать повторов.
2. Создают интонацию доверительности.
III. Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым…
(С. Есенин)
Определённо-личные предложения
1. Помогают избежать повторов.
2. Помогают передать состояние души автора (часто встречаются в поэтических произведениях).
Определённо-личные предложения придают речи лаконизм, экспрессию, динамику, живые разговорные интонации, усиливают значение действия, дают возможность избежать излишнего повторения местоимений и т. д.
В данном анализе рассматриваются функции определённо-личных предложений в речи, которые, согласно таблице, выполняют несколько задач. Для этого используются примеры из трёх текстов:
I. Пример из текста Н. Сладкова:
«…Захлёбываюсь ветром. Тону в ветре, как тонут в бурной горной реке. Цепляюсь за жёсткие стебли травы, прячу голову за камень.»
Функции определённо-личных предложений:
- Усиливают значение действия, придают речи динамизм: В данном примере предложения, такие как «Захлёбываюсь ветром», «Тону в ветре», «Цепляюсь за жёсткие стебли травы», выражают действие в настоящем времени с энергичной интонацией, что придаёт тексту динамичность. Глаголы в этих предложениях показывают активное вовлечение автора в происходящее.
- Помогают избежать повторов: Каждое из предложений описывает отдельное действие, а использование глаголов без местоимений помогает избежать повторения однотипных выражений и делает речь более живой и выразительной.
II. Пример из текста Ю. Яковлева:
«Закрой глаза, прислушайся. И услышишь мамин голос. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже если станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.»
Функции определённо-личных предложений:
- Создают интонацию доверительности: Здесь обращение «Закрой глаза, прислушайся» создаёт мягкую и доверительную интонацию. Автор обращается к читателю с просьбой, создавая атмосферу интимности и непосредственного общения.
- Помогают избежать повторов: В тексте много местоимений, например, «его», «мамин», которые заменяют повторение существительных, что способствует лаконичности текста.
III. Пример из текста С. Есенина:
«Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым…»
Функции определённо-личных предложений:
- Помогают передать состояние души автора: В этом примере через отрицательные формы глаголов «не жалею», «не зову», «не плачу» автор передаёт состояние разочарования или сожаления. Эти односоставные предложения усиливают эмоциональный оттенок текста и отражают душевное состояние лирического героя.
- Помогают избежать повторов: Здесь также избегается излишнее повторение субъектов или описания действий, так как глаголы, используемые в краткой форме, выражают полные мысли.
Вывод:
Определённо-личные предложения выполняют в речи важную роль. Они помогают избежать повторов, делают текст более лаконичным и динамичным, усиливают значение действия, создают интонацию доверительности и передают состояние души автора. Это особенно ярко проявляется в поэтических произведениях, где каждое слово и форма действия имеют важное значение.
Любой навык лучше отрабатывать самостоятельной практикой, и решение задач — не исключение. Прежде чем обратиться к подсказкам, стоит попробовать справиться с заданием, опираясь на свои знания. Если дойти до конца удалось — проверить ответ и в случае расхождений сверить своё решение с правильным.