Учебник русского языка для 8-го класса авторства Рыбченкова — это современное и содержательное пособие, которое помогает учащимся углубить свои знания и навыки в области русского языка и литературы. В этом учебнике акцент сделан на важнейшие аспекты языка, что делает его незаменимым инструментом для подготовки к экзаменам и дальнейшему обучению.
ГДЗ по Русскому языку 8 Класс Номер 147 Рыбченкова — Подробные Ответы
Проанализируйте языковой материал. Чем отличаются синтаксические единицы в левой колонке от выделенной синтаксической единицы в правой колонке? Какие из них выполняют номинативную функцию, какие — коммуникативную?
Левая колонка | Правая колонка |
---|---|
золотой лист, | Кроет уж лист золотой |
крыть землю, | Влажную землю в лесу … |
влажная земля, | Смело топчу я ногой |
крыть в лесу | Вешнюю лета красу. (А. Майков) |
Докажите, что во второй колонке представлен текст.
В левой колонке представлены словосочетания, т. е. соединение двух самостоятельных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Словосочетания выполняют номинативную функцию.
Выделенная синтаксическая единица в правой колонке — это предложение, т. к. оно имеет смысловую и интонационную законченность и грамматическую основу. Предложение выполняет коммуникативную функцию.
Во второй колонке представлен текст, так как в нём предложения между собой соединены по смыслу и грамматически и объединены темой и основной мыслью.
В левой колонке представлены словосочетания, которые состоят из двух лексически самостоятельных слов, связанных между собой подчинительной связью (одно из слов главное, другое — зависимое). Эти единицы не выражают законченную мысль, а лишь называют предметы, признаки или действия. Их функция — номинативная, то есть назывная: они называются, но не сообщают, не побуждают, не задают вопрос.
Примеры и их характеристика:
золотой лист — прилагательное + существительное, именное словосочетание; выполняет номинативную функцию, называет предмет и его признак;
крыть землю — глагол + существительное, глагольное словосочетание; номинативная функция, называет действие и объект;
влажная земля — прилагательное + существительное, именное словосочетание; номинативная функция, называет предмет и его признак;
крыть в лесу — глагол + наречное выражение (предлог + сущ.); глагольное словосочетание, номинативная функция, называет действие и обстоятельство.
В правой колонке находится связный поэтический текст. Он включает четыре законченных по смыслу и грамматике предложения, каждое из которых обладает грамматической основой и интонационной завершённостью, то есть выполняет коммуникативную функцию — сообщает, выражает мысль, адресованную читателю.
Коммуникативная функция реализуется в таких синтаксических единицах, как:
Кроет уж лист золотой — простое предложение (подлежащее: лист; сказуемое: кроет);
Влажную землю в лесу… — часть второго предложения, дополнение к предыдущему (кроет что? — землю; где? — в лесу);
Смело топчу я ногой — простое предложение (подлежащее: я; сказуемое: топчу; дополнение: ногой);
Вешнюю лета красу. — дополнение к предыдущему предложению (топчу что? — красу), образует завершённую смысловую и синтаксическую структуру с предыдущей строкой.
Таким образом, синтаксические единицы в левой колонке (словосочетания) отличаются от единиц в правой колонке (предложений) по своей функции и структуре:
словосочетания служат для называния объектов, признаков и действий (номинативная функция);
предложения служат для передачи сообщений (коммуникативная функция).
Во второй колонке действительно представлен текст, так как:
предложения связаны между собой по смыслу (описание осенней природы и действия лирического героя),
выражают единую мысль,
образуют логическую и синтаксическую целостность.
Любой навык лучше отрабатывать самостоятельной практикой, и решение задач — не исключение. Прежде чем обратиться к подсказкам, стоит попробовать справиться с заданием, опираясь на свои знания. Если дойти до конца удалось — проверить ответ и в случае расхождений сверить своё решение с правильным.