ГДЗ по Русскому языку 8 Класс Номер 12 Рыбченкова — Подробные Ответы
Прочитайте текст. Подумайте, правильно ли вы определили его тему.
В последнее время устная коммуникация людей стала рассматриваться как область взаимодействия языкового и различных несловесных, или невербальных, знаковых кодов. В обычном устном общении, когда один человек говорит что-то другому, его не только слышно, но и видно. В разговор включены жесты рук, ног, плеч и головы, знаковые выражения лица, позы и движения тела, движения глаз и многое другое. Ровная, без ненужного повышения или понижения голоса тональность беседы, дружественное поведение собеседников, знание культурных традиций и общественных норм и взаимное стремление их не нарушать и поддерживать, следование нормам этикета и ещё очень многие другие факторы обусловливают гладкость общения и направлены на достижение коммуникативных целей.
С помощью невербальных знаковых кодов в их активном взаимодействии со словами, словосочетаниями и другими языковыми единицами удаётся реконструировать представления о жизни и деятельности людей, понять их желания и настроения. Всякая коммуникативная деятельность, и речевая (вербальная), и невербальная, превращает людей в актёров, играющих в диалоге разные роли, отвечающие или не отвечающие сценарию, но так или иначе подлежащие разгадке собеседником. Так, речь может противоречить жестовым, то есть знаковым, или даже чисто физиологическим движениям «актёра», и тогда адресату приходится выбирать, чему верить. И здесь, по-видимому, универсальным является примат невербального поведения над вербальным. Если человек быстро ходит по комнате то в одну, то в другую сторону и твердит: «Я спокоен, я спокоен», то едва ли мы поверим его словам, скорее, подумаем, что он волнуется.
Телесные знаки и те области смысла, в которых они существуют и проявляют себя, в значительной степени являются национально и культурно специфичными. Если в одной культуре некоторые выражения лица могут управлять эмоциональным поведением партнёра по диалогу (например, определённые мимические знаки раздражения или отвращения, появившиеся в ходе диалога на лице человека, способны остановить неприятное поведение или слова собеседника), то в другой культуре это может быть не так.
(По Г. Крейдлину)
1. Озаглавьте текст. Ваше заглавие отражает тему или идею текста?
2. Как вы поняли, что такое «невербальные знаковые коды», «вербальная коммуникативная деятельность»?
3. Какую роль играют невербальные средства общения в коммуникации? Почему важно при разговоре обращать внимание на жесты и позу собеседника, его выражение лица?
4. Прочитайте фрагмент повести А. Пушкина «Метель» (упр. 210). Какие невербальные средства взаимодействия персонажей описаны в тексте? С какой целью?
5. Приведите примеры из произведений художественной литературы, помогающие понять совпадение или несовпадение между вербальными и невербальными средствами взаимодействия, а вместе с тем истинные намерения говорящих.
Тема: роль невербальных средств коммуникаций в устном общении людей.
Заголовок: «Особенности устной коммуникации». Заголовок отражает тему текста.
Невербальные знаковые коды — это жесты, выражения лица, позы и движения тела, движения глаз.
Вербальная коммуникативная деятельность — это речевая деятельность.Невербальные средства общения в коммуникации играют очень важное значение. С помощью невербальных знаковых кодов удаётся реконструировать представления о жизни и деятельности людей, понять их желания и настроения. Иногда невербальные средства коммуникации противоречат словам. В таких случаях сложно понять, где же правда. Вот почему при разговоре важно обращать внимание на жесты и позу собеседника, его выражение лица.
После первых же вопросов Марья Гавриловна нарочно перестала поддерживать разговор, усиливая таким образом замешательство, избавиться от которого можно было разве только внезапным и решительным объяснением. Молчание Марьи Гавриловны является невербальным средством, которое используется ею с определённой целью: дождаться решительных действий Бурмина.
Марья Гавриловна закрыла книгу и потупила глаза в знак согласия — невербальными средствами общения здесь можно считать то, что героиня закрыла книгу и потупила глаза. Этим она показывала, что готова выслушать собеседника.Делать было нечего. Я взял ее за обе руки, повернул и, обратившись к Савельичу, который был в дверях, и белея, и дрожа от страха, приказал отдать мальчишку и сказать: «Как! зачем?» — спросил изумленный Савельич. «Я ему покажу…», — отвечал он с всею возмущённой холодностью. (А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»)
Своими действиями, томным взглядом герой хочет показать свою равнодушию, спокойствие в этой непростой ситуации, что неправа, но не отдаёт больному при этом беспечность себе. Эти примеры несовпадения между вербальными и невербальными средствами взаимодействия.
Тема текста — роль невербальных средств коммуникации в устном общении людей. В тексте рассматривается, как вербальные и невербальные средства взаимодействуют друг с другом, дополняя или противореча, а также как эти средства помогают достигать коммуникативных целей.
Заголовок «Особенности устной коммуникации» удачно отражает тему текста, так как он акцентирует внимание на ключевых аспектах взаимодействия людей в процессе общения, включая использование жестов, мимики, поз и других невербальных знаков.
Невербальные знаковые коды — это жесты, выражения лица, позы, движения тела и глаз, которые передают информацию без использования слов. Они помогают передать эмоции, настроения, а иногда даже заменяют слова. Например, улыбка может выразить одобрение, а нахмуренные брови — недовольство.
Вербальная коммуникативная деятельность — это речевая деятельность, которая включает в себя использование слов, предложений и других языковых средств для общения. Она является основной формой передачи информации, но часто сопровождается невербальными элементами, усиливающими или уточняющими смысл сказанного.
Невербальные средства общения играют очень важную роль в коммуникации. Они помогают не только дополнить сказанное, но и передать то, что словами выразить сложно. Например, с помощью невербальных знаков можно понять настроение собеседника, его отношение к ситуации или даже скрытые намерения. Иногда невербальные средства могут противоречить словам. В таких случаях важно внимательно наблюдать за жестами, позой и выражением лица собеседника, чтобы понять истинный смысл его слов. Например, если человек говорит, что он спокоен, но при этом его руки дрожат или он нервно переминается с ноги на ногу, невербальные сигналы говорят об обратном.
В повести А. С. Пушкина «Метель» невербальные средства играют важную роль в передаче эмоций и намерений персонажей. Когда Марья Гавриловна нарочно перестаёт поддерживать разговор, это молчание становится её способом выразить замешательство и ожидание решительных действий Бурмина. Её невербальное поведение подчёркивает напряжённость ситуации и её внутренние переживания. В другом эпизоде, когда Марья Гавриловна закрывает книгу и потупляет глаза, это также является невербальным сигналом. Таким образом, она показывает готовность выслушать собеседника, не произнося ни слова.
Пример из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» также демонстрирует значимость невербальных знаков. Когда герой берёт девушку за руки, его действия говорят о желании её успокоить и подчеркнуть серьёзность своих намерений. В то же время его взгляд и тон голоса выражают сдержанность и внутреннюю борьбу. Эти невербальные элементы взаимодействуют с его словами, дополняя их или иногда противореча им.
В художественной литературе часто встречаются примеры, когда вербальные и невербальные средства взаимодействуют, создавая сложную картину эмоций и намерений героев. Например, в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» Анна, находясь на балу, может улыбаться и вести оживлённый разговор, но её взгляд, направленный на Вронского, выдаёт её истинные чувства. Подобные моменты помогают читателю глубже понять персонажа, его внутренний мир и скрытые мотивы.
Таким образом, невербальные средства коммуникации не только дополняют вербальные, но и играют самостоятельную роль в общении. Они помогают лучше понять собеседника, его настроение и намерения, а также делают общение более эмоционально насыщенным и выразительным.
Любой навык лучше отрабатывать самостоятельной практикой, и решение задач — не исключение. Прежде чем обратиться к подсказкам, стоит попробовать справиться с заданием, опираясь на свои знания. Если дойти до конца удалось — проверить ответ и в случае расхождений сверить своё решение с правильным.