ГДЗ по Русскому языку 8 Класс Номер 10 Рыбченкова — Подробные Ответы
Оцените коммуникативную целесообразность нарушения норм в каждом из приведённых примеров. Являются ли эти нарушения социальными, продуманными? В каких случаях они создают языковую игру, а в каких имеется неоправданное нарушение норм? (См. рубрику «Это интересно», §3.)
«Железнодорожные авиабилеты» (объявление на стене холла делового центра); «Кап-кан ремонт» (по системе сборов, предназначенных для квартир в многоквартирных домах); «ИнтерНЕТ — ИнтерДА» (рубрика в «Литературной газете»).
«Железнодорожные авиабилеты» (объявление на стене холла делового центра). — Нарушение нормы в данном примере появляется в сочетании несовместимых понятий: железнодорожный — связан с железной дорогой, по которой ездит поезд; авиабилет — это билет на самолёт.
«Кап-кан ремонт» (по системе сборов, предназначенных для квартир в многоквартирных домах). — В данном примере мы имеем дело с калькированием, построенным на создании сокращения слова «капитальный» и звукоподражания «кап».
«ИнтерНЕТ — ИнтерДА» (рубрика в «Литературной газете»). — Данный пример — языковая игра, построенная на антонимии согласия и отрицания чего-либо (да — нет).
Оцените коммуникативную целесообразность нарушения норм в каждом из приведённых примеров. Являются ли эти нарушения социальными, продуманными? В каких случаях они создают языковую игру, а в каких имеется неоправданное нарушение норм?
В данном задании рассмотрим несколько примеров нарушений языковых норм. Оценим их коммуникативную целесообразность и рассмотрим, в каких случаях нарушения являются социальными и продуманными, а в каких случаях это неоправданное нарушение норм.
Первый пример: «Железнодорожные авиабилеты» (объявление на стене холла делового центра). В этом случае мы видим сочетание двух несовместимых понятий. «Железнодорожный» — это термин, который связан с железной дорогой, а «авиабилеты» — с авиацией, то есть с перелётами. Это сочетание двух понятий, относящихся к разным видам транспорта, создаёт языковую несоответствующую норму. Нарушение нормы здесь заключается в том, что эти два термина объединены, несмотря на то что они относятся к совершенно разным транспортным системам. Социально это нарушение может быть продуманным в том случае, если оно является частью маркетинговой стратегии, направленной на привлечение внимания. Но, если такое сочетание используется в контексте, где необходима точность, это будет неоправданным нарушением норм.
Второй пример: «Кап-кан ремонт» (по системе сборов, предназначенных для квартир в многоквартирных домах). В данном примере имеем дело с калькированием, то есть созданием нового слова путём сокращения и звукового подражания. Здесь слово «капитальный» сокращено до «кап», а слово «ремонт» остаётся без изменений. Это нарушение нормы является языковой игрой, так как используется элемент созидания нового, уменьшенного по длине слова с одновременным сохранением его смысла. В данном контексте такой приём может быть использован с целью упрощения восприятия информации или для создания лёгкости в восприятии. Это продуманное нарушение нормы, которое может быть оправдано, если оно используется в разговорном или рекламном контексте.
Третий пример: «ИнтерНЕТ — ИнтерДА» (рубрика в «Литературной газете»). В этом случае мы видим игру с противоположными значениями. Слово «ИнтерНЕТ» связано с интернетом, а «ИнтерДА» создаёт противоположность, играя на антонимии «да — нет». Это нарушение нормы является языковой игрой, в которой создаётся интересное и привлекающее внимание сочетание слов с противоположными значениями. Это пример продуманного использования нарушения нормы в контексте языка как игры, в рамках которого возникают новые значения, играющие с представлениями о согласии и несогласии.
Таким образом, в этих примерах мы видим как продуманные языковые игры, так и нарушения, которые могут быть неоправданными в зависимости от контекста. Пример с «Железнодорожными авиабилетами» может быть социально оправдан в маркетинговых или рекламных целях, в то время как использование термина «Кап-кан ремонт» и игра «ИнтерНЕТ — ИнтерДА» демонстрируют творческое использование языка для создания запоминающихся фраз и интересных ассоциаций.
Любой навык лучше отрабатывать самостоятельной практикой, и решение задач — не исключение. Прежде чем обратиться к подсказкам, стоит попробовать справиться с заданием, опираясь на свои знания. Если дойти до конца удалось — проверить ответ и в случае расхождений сверить своё решение с правильным.