Учебник по русскому языку для 7 Класса, автором которого является Л. М. Рыбченков, является важным пособием для школьников, стремящихся усовершенствовать свои знания в области грамматики, орфографии и синтаксиса. Учебник ориентирован на углублённое изучение русского языка, а также развитие навыков правильной речи, что делает его важным инструментом как для учеников, так и для учителей.
ГДЗ по Русскому Языку 7 Класс Часть 2 Номер 517 Рыбченкова — Подробные Ответы
Перепишите предложения. Объясните правописание частиц.
1) Как щука (не, ни)востра, а не съест ерша с хвоста.
2) Отколе (не, ни)возьмись, навстречу Моська им. (И. Крылов)
3) Про жизнь пустынника как сладко (не, ни)пиши, а в одиночестве способен жить не всякий. (И. Крылов)
4) Как волка (не, ни)корми, а он всё в лес глядит. (Пословица)
5) Что(бы) (не, ни)читал Багрицкий, его нельзя было слушать без сжимающего горла волнения. (К. Паустовский)
6) Не было слышо (не, ни)мычанья коров, (не, ни)петушиных криков. (К. Паустовский)
7) (Не, ни)стыдно не знать, стыдно не учиться. (Пословица)
1) Как щука ни востра, а не съест ерша с хвоста.
Частица ни здесь служит для усиления уступки, подчёркивая, что независимо от степени остроты щуки, она всё равно не съест ерша. Частица ни в подобных конструкциях всегда пишется раздельно.
2) Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Частица ни входит в состав устойчивого выражения «отколи ни возьмись», которое используется для обозначения внезапного, неожиданного появления. Частица пишется раздельно с глаголом, так как это обычная частица усиления.
3) Про жизнь пустынника как сладко ни пиши, а в одиночестве способен жить не всякий.
Частица ни используется для усиления отрицания и подчёркивает, что независимо от того, как сладко пишут о жизни пустынника, жить в одиночестве трудно. Пишется раздельно.
4) Как волка ни корми, а он всё в лес глядит.
Частица ни здесь усиливает значение уступки, показывая, что, несмотря на все усилия, волк не меняет своего поведения. Пишется раздельно.
5) Что бы ни читал Багрицкий, его нельзя было слушать без сжимающего горла волнения.
Сочетание что бы ни — устойчивое союзное выражение, используемое для выражения безусловия или уступки. Частица ни пишется раздельно с местоимением.
6) Не было слышно ни мычания коров, ни петушиных криков.
Частица ни используется в составе повторяющегося союза ни… ни, который соединяет однородные члены и усиливает отрицание. Пишется раздельно.
7) Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Здесь частица не с глаголами пишется раздельно, выражая отрицание. В первом случае это простое отрицание, во втором — утверждение с усилением через противопоставление.
1) Как щука ни востра, а не съест ерша с хвоста.
Частица ни в данном предложении используется для усиления уступки — она подчёркивает, что независимо от того, насколько остра щука, она всё равно не станет съедать ерша. Это классическая конструкция с частицей ни, которая вводит уступительное значение и выражает невозможность изменить результат несмотря на усилия или качества субъекта. В русском языке частица ни в подобных уступительных предложениях пишется раздельно, поскольку она не образует приставку, а служит для усиления смысла.
2) Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Частица ни входит в состав устойчивого выражения «отколи ни возьмись», которое употребляется для обозначения внезапного и неожиданного появления кого-либо или чего-либо. Это выражение является фразеологизмом, где частица ни играет роль усилителя. В таких случаях частица пишется раздельно с глаголом, поскольку остаётся самостоятельным элементом, не сливаясь со словом. Устойчивые выражения с частицей ни придают речи образность и эмоциональную окраску.
3) Про жизнь пустынника как сладко ни пиши, а в одиночестве способен жить не всякий.
В этом предложении частица ни используется для усиления отрицания в придаточном предложении, вводимом союзом «как». Она показывает, что вне зависимости от того, как красиво и сладко пишут о жизни пустынника, жить в одиночестве трудно. Частица ни с союзными словами и глаголами пишется раздельно и служит для выражения безусловности или уступки, подчёркивая, что усилия не меняют сути положения.
4) Как волка ни корми, а он всё в лес глядит.
Здесь частица ни вновь служит для усиления уступки — несмотря на любые усилия (кормить волка), он остаётся верен своему естеству (глядит в лес). Частица подчёркивает бессмысленность попыток изменить поведение. Написание раздельное, так как частица не является приставкой, а выполняет функцию усиления уступки.
5) Что бы ни читал Багрицкий, его нельзя было слушать без сжимающего горла волнения.
Конструкция что бы ни — устойчивое союзное выражение, используемое для выражения безусловия или уступки, означающее «что бы ни случилось» или «что бы ни делалось». Частица ни пишется раздельно с местоимением «что» и частицей «бы». Такое сочетание подчёркивает всеобъемлющий характер утверждения и усиливает эмоциональную окраску текста.
6) Не было слышно ни мычания коров, ни петушиных криков.
Частица ни используется в составе повторяющегося союза ни… ни, который соединяет однородные члены предложения и усиливает отрицание. Такое употребление подчёркивает полное отсутствие звуков как с одной, так и с другой стороны. Частица ни пишется раздельно с однородными членами и является связующим элементом для усиления отрицания.
7) Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
В этом предложении частица не пишется раздельно с глаголами «знать» и «учиться», так как выражает простое отрицание. Конструкция построена на противопоставлении: отсутствие знания не является позором, а вот отсутствие учёбы — да. Частица не сохраняет своё самостоятельное отрицательное значение, поэтому пишется раздельно.
Общее объяснение:
Частицы не и ни в русском языке имеют разные функции и правила написания. Частица не чаще всего служит для выражения простого отрицания и с глаголами пишется раздельно. Она может участвовать в построении двойного отрицания, которое усиливает утверждение. Частица ни используется для усиления отрицания или в устойчивых выражениях, подчёркивая безусловность, всеобщность или категоричность высказывания. В составе союзов и с союзными словами частица ни пишется раздельно, а в устойчивых выражениях остаётся частью фразеологизма. Знание контекста и грамматической функции частиц помогает правильно определить их написание и смысловую нагрузку в предложении.
Любой навык лучше отрабатывать самостоятельной практикой, и решение задач — не исключение. Прежде чем обратиться к подсказкам, стоит попробовать справиться с заданием, опираясь на свои знания. Если дойти до конца удалось — проверить ответ и в случае расхождений сверить своё решение с правильным.