ГДЗ по Русскому Языку 7 Класс Часть 1 Задача 85 Рыбченкова — Подробные Ответы
Лингвистические задачки
Интересно, что будущий— это причастие от основы будущего времени (ср.: буд-у, буд-ешь). А в русском языке есть причастия от основы будущего времени? Как истолковать авторское новообразование, которое встречается в тексте К. Г. Паустовского: «Я мог бы привести здесь сотни отрывков из книг Грина, взволнующих каждого, не потерявшего способности волноваться перед зрелищем прекрасного, но читатель найдёт их сам»?
Интересно, что будущий — это причастие от основы будущего времени (ср.: буду, будешь). А существуют ли в русском языке причастия, образованные от основы будущего времени?
Нет, кроме данного случая, в русском языке нет других причастий, которые были бы образованы от основы будущего времени.
Как понять авторское новообразование, встречающееся в тексте К. Г. Паустовского: «Я мог бы привести здесь сотни отрывков из книг Грина, взволнующих каждого, не утратившего способности волноваться перед зрелищем прекрасного, но читатель найдёт их сам»?
К. Г. Паустовский использует авторское словообразование взволнующих, которое выступает в роли причастия и создано от глагола будущего времени взволновать. Это слово автор применяет, чтобы показать: произведения Александра Грина наделены способностью глубоко трогать, эмоционально воздействовать на читателя. Эта сила — вечна, она способна пробудить чувства в любом человеке, который однажды прочтёт эти тексты. Даже в будущем, когда родятся новые поколения, они смогут испытать те же чувства. До тех пор, пока будут существовать люди, способные волноваться, сопереживать героям книг, будут и те, кого произведения Грина продолжат взволновывать — то есть глубоко трогать своей художественной красотой.
Интересно, что будущий — это причастие, образованное от основы будущего времени (ср.: буду, будешь). Возникает вопрос: существуют ли в русском языке ещё причастия, образованные от основы будущего времени?
Ответ на этот вопрос таков: нет, в современном русском языке будущий — единственное причастие, образованное от формы будущего времени глагола. Этот случай уникален и исключительный. Все остальные причастия, как действительные, так и страдательные, формируются либо от основы настоящего времени (для глаголов несовершенного вида), либо от основы прошедшего времени (для глаголов совершенного и несовершенного вида). Таким образом, образование причастия будущий от формы буду представляет собой исторически закреплённое исключение, и в продуктивной системе словообразования оно не имеет аналогов.
Как следует понимать авторское неологическое образование, которое встречается в тексте К. Г. Паустовского:
«Я мог бы привести здесь сотни отрывков из книг Грина, взволнующих каждого, не потерявшего способности волноваться перед зрелищем прекрасного, но читатель найдёт их сам»?
Это предложение Паустовского заслуживает особого внимания, поскольку в нём употребляется неологизм — слово взволнующих, которое не является нормативным причастием, но по форме, строению и функции таковым становится. Это слово образовано от глагола совершенного вида взволновать и фактически выполняет роль причастия будущего времени, что в традиционной грамматике не допускается.
К. Г. Паустовский прибегает к авторскому новообразованию взволнующих, нарушая стандартные грамматические нормы. Это слово построено по аналогии с действительными причастиями настоящего времени (волнующий, поражающий, вдохновляющий), но обозначает будущее действие, тем самым создавая новую форму — причастие будущего времени. Оно описывает не просто действующее лицо, а возможность грядущего действия, направленного на читателя.
Такая форма позволяет автору выразить глубокую мысль: книги Грина способны в будущем волновать, трогать, будоражить чувства каждого читателя, даже тех, кто ещё не родился. Это своеобразная поэтическая гарантия бессмертия произведений. Паустовский уверен, что и через сто, и через двести лет найдутся люди, которые, прикоснувшись к книгам Грина, испытают глубокие эмоции — то есть будут взволнованы.
Таким образом, взволнующих — это слово, которое вобрало в себя:
глагольную основу действия (взволновать);
смысловую направленность на будущность (в будущее время);
признак, свойственный причастиям (обозначение признака по действию);
и эмоциональную выразительность художественного стиля Паустовского.
Этим словом писатель показывает, что настоящая литература — вечна. Она живёт за пределами времени и пространства. Пока существует человек, способный волноваться, чувствовать, переживать, будут жить и произведения, способные эти чувства пробуждать. Следовательно, «взволнующие» произведения — это те, которые сохраняют силу эмоционального воздействия, независимо от времени. Это могут быть как отрывки из книг Грина, так и произведения других великих авторов.
Таким образом, Паустовский в одном слове «взволнующих» заключает:
художественную образность,
грамматическое новаторство,
идею непреходящей ценности искусства,
философское осмысление связи литературы с человеком.
Вывод:
Неологизм взволнующих, несмотря на нарушение грамматических норм, выполняет мощную выразительную функцию. Он подчёркивает мысль о вечной живости литературы, которая волнует и будет волновать будущие поколения. Этот пример ярко демонстрирует, как язык — живой и подвижный механизм, позволяющий художнику слова создавать новые формы, отражающие сложные духовные и эмоциональные состояния.
Любой навык лучше отрабатывать самостоятельной практикой, и решение задач — не исключение. Прежде чем обратиться к подсказкам, стоит попробовать справиться с заданием, опираясь на свои знания. Если дойти до конца удалось — проверить ответ и в случае расхождений сверить своё решение с правильным.