Учебник по русскому языку для 7 Класса, автором которого является Л. М. Рыбченков, является важным пособием для школьников, стремящихся усовершенствовать свои знания в области грамматики, орфографии и синтаксиса. Учебник ориентирован на углублённое изучение русского языка, а также развитие навыков правильной речи, что делает его важным инструментом как для учеников, так и для учителей.
Основные особенности учебника Л. М. Рыбченкова:
Структурированность и логичность подачи материала.
Учебник построен так, что каждая тема подаётся логически, последовательно, начиная от простых понятий и заканчивая более сложными аспектами языка. Это облегчает восприятие и усвоение материала, особенно для подростков, которые только начинают углублённо изучать язык.Практическая направленность.
В отличие от многих теоретических учебников, Рыбченков уделяет особое внимание практике. Каждая глава включает упражнения, которые помогают не только закрепить теоретические знания, но и научиться применять их на практике. Это важное преимущество учебника, так как он способствует развитию речевых и грамматических навыков в реальных ситуациях.Разнообразие видов упражнений.
В учебнике используются различные типы упражнений: на развитие орфографических и пунктуационных навыков, задания для анализа текстов, упражнения на составление предложений, а также задания, которые учат правильно формулировать мысли, составлять аргументы и выражать свою точку зрения.Интерактивность и творческий подход.
Учебник ориентирован на развитие творческих способностей учащихся. В нём присутствуют задания, стимулирующие воображение и креативность, такие как составление сочинений, создание описаний, написание эссе. Это помогает развить не только языковые, но и коммуникативные навыки.Многообразие текстов для анализа.
В учебнике представлены различные тексты для анализа, включая рассказы, стихотворения, диалоги и фрагменты из классической литературы. Это помогает учащимся развивать навыки литературного анализа, а также учит применять грамматические знания на практике.Доступность и понятность языка.
Несмотря на обширность материала, учебник написан доступным и понятным языком. Это делает его удобным для самостоятельного изучения, а также помогает справиться с трудными темами, такими как синтаксис, орфография и пунктуация.
Учебник Л. М. Рыбченкова «Русский язык. 7 Класс» — это качественное и всестороннее пособие для учеников, стремящихся повысить уровень знания русского языка. Он подходит как для индивидуального изучения, так и для работы в классе.
ГДЗ по Русскому Языку 7 КлассЧасть 1 Номер 9 Рыбченкова — Подробные Ответы
Прочитайте текст. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.
(Ю. Коваль)
1. Докажите, что это текст, а не набор предложений.
2. Укажите, какими средствами выразительности являются выделенные слова. Воспользуйтесь материалами «Памятки».
3. Прочитайте текст без прилагательных. Какова их роль в тексте?
4. Определите, какие типы речи (описание, повествование, рассуждение) встречаются в тексте.
Это были старые ёлки. На их макушках гроздьями висели медленные шишки. У подножия, куда не навалила ещё снегу, ярко зелёный мох, а стволы обвилились большими звёздами лиственницы.
Морозный смолой пахли подолистые деревья, стволы опасно уходили вверх, сплетались там ветвями и вливались в небо высоко над головой.
Вдруг сверху послышался тревожный и сильный звук. В красном громе шлеме на осине сидел чёрный дятел, долбил душу. Заметь песцов, он крикнул пронизительно, расставив в воздухе крылья, ввинтил в синий сумрак.
1. Докажите, что это текст, а не набор предложений.
Данный набор предложений представляет собой текст.
Все предложения объединены одной общей темой (описание зимнего пейзажа и событий, происходящих в нём).
Предложения следуют друг за другом в определённой последовательности, их цель — передать места, где протекают события текста.
Текст содержит полное представление о зимней картине. Каждое следующее предложение добавляет новые детали и общую картину.
Предложения связаны между собой по смыслу и по содержанию.
2. Укажите, какими средствами выразительности являются выделенные слова. Воспользуйтесь материалами из «Памятки».
Средства выразительности:
Это были старые ёлки. На их макушках гроздьями (метафора) висели зрелые (эпитет) медные шишки. У подножия, куда не навалило ещё снегу, ярко зеленел мох, а толстые стволы облеплены были серыми звёздами (метафора) лишайника.
Морозной смолой пахли подошвы (метафора) деревьев, стволы опасно уходили вверх, сплетались там ветвями и вливались (метафора) в небо высоко над головой.
Вдруг сверху послышался тревожный и сильный стук. В красном грозовом (эпитет) шлеме на осине сидел чёрный дятел, долбил дупло. Заметив песцов, он крикнул пронзительно, расставил в воздухе бесшумные крылья, нырнул в еловый сумрак.
3. Прочитайте текст без прилагательных.
Это были ёлки. На их макушках гроздьями висели шишки. У подножия, куда не навалило ещё снегу, ярко зеленел мох, а стволы облеплены были звёздами лишайника.
Смолой пахли подошвы деревьев, стволы опасно уходили вверх, сплетались там ветвями и вливались в небо высоко над головой.
Вдруг сверху послышался и стук. В шлеме на осине сидел дятел, долбил дупло. Заметив песцов, он крикнул пронзительно, расставил в воздухе крылья, нырнул в сумрак.
Согласно тексту, прилагательные играют важную роль в данном отрывке. Они:
- Создают визуальные образы, передавая атмосферу и настроение
- Делают описание более ярким и выразительным
- Помогают усиливать восприятие текста за счет выделения важных деталей и передачи эмоций
Прилагательные позволяют автору более эффективно передать ощущения и впечатления, сделать текст более живым и образным для читателя.
4. Укажите, какие типы речи (описание, повествование, рассуждение) встречаются в тексте.
В данном тексте встречаются описание и повествование.
Описание — вторая часть текста, где описываются действия (стук дятла и его действия). Здесь события разворачиваются последовательно, одно за другим.
Повествование — первая часть текста, где описываются действия, происходящие в лесу, в зимнем пейзаже.
Фонетический разбор слова:
Ёлки
Ёл-ки — ёл-ки (2 слога; 1-й слог ударный).
Ёлки [йо́лки].
В слове 4 буквы: 2 гласных и 2 согласных.
Звуковое деление:
[ё] — гласный, ударный.
[л] — согласный, звонкий, непарный.
[к] — согласный, глухой парный, шумный, мягкий парный.
[и] — гласный, безударный.
В слове 5 звуков: 2 гласных и 3 согласных.
Синтаксический разбор предложения:
[Морозный] смолой пахли подолистые деревья [столы].
(Предложение повествовательное, сложно-сочинённое, состоит из двух частей, соединённых при помощи бессоюзной связи).
Это были старые ёлки. На их макушках гроздьями висели медленные шишки. У подножия, куда не навалила ещё снегу, ярко зелёный мох, а стволы обвилились большими звёздами лиственницы.
Морозный смолой пахли подолистые деревья, стволы опасно уходили вверх, сплетались там ветвями и вливались в небо высоко над головой.
Вдруг сверху послышался тревожный и сильный звук. В красном громе шлеме на осине сидел чёрный дятел, долбил душу. Заметь песцов, он крикнул пронизительно, расставив в воздухе крылья, ввинтил в синий сумрак.
1. Докажите, что это текст, а не набор предложений.
Чтобы доказать, что это текст, а не просто набор предложений, необходимо определить признаки текста:
1.1. Связность предложений.
Каждое предложение в тексте связано с предыдущим и последующим. Это основное отличие текста от набора предложений. В данном случае каждое предложение логически развивает предыдущие и дополняет общую картину:
Первое предложение даёт нам начальную картину: «Это были старые ёлки.»
Следующие предложения уточняют детали (на макушках ёлок висят шишки, у подножия — мох, стволы обвиты лиственницей).
Далее автор вводит изменения в картину, описывая, как «морозный смолой пахли деревья», как стволы «опасно уходили вверх», сплетались ветви и «вливались в небо».
Этот процесс, когда каждое следующее предложение даёт более точную информацию, называется последовательным развитием мысли.
1.2. Общая тема.
Весь текст объединён одной общей темой — это описание зимнего леса. Через описание деревьев, мха, шишек, звёзд лиственницы автор передаёт атмосферу леса, создавая целостную картину.
Пример: «Морозный смолой пахли подолистые деревья» — это продолжение образа зимнего леса, дополняющее картину запахом и состоянием воздуха.
Таким образом, наличие общей темы (зимний лес) и связность предложений по смыслу и содержанию превращает набор предложений в текст.
1.3. Цель текста.
Цель этого текста — не просто перечисление фактов (как это было бы в наборе предложений), а передача эмоционального восприятия зимнего леса, его атмосферы и ощущения от природы. Здесь используется художественная выразительность, чтобы читатель мог не только увидеть картину, но и почувствовать её, эмоционально вовлечься в происходящее.
2. Укажите, какими средствами выразительности являются выделенные слова.
В этом задании выделены слова, которые представляют собой средства выразительности. Давайте рассмотрим их подробно.
2.1. «Гроза» — Метафора.
Метафора — это слово или выражение, в котором одно явление или объект обозначает другое явление на основе сходства.
В данном контексте «гроза» — это метафора. Это не буквальное описание грозы, а использование её как образа для создания атмосферы волнения, страха или напряжённости в лесу.
Гроза ассоциируется с чем-то мощным, агрессивным, что усиливает эмоциональный отклик. Автор использует этот образ, чтобы усилить атмосферу зимнего леса.
2.2. «Грозовый» — Метафора.
Слово «грозовый» также является метафорой. Это прилагательное, которое описывает не саму грозу, а атмосферу, состояние окружающего мира.
Например, «грозовое небо» — это не просто небо, а небо, которое угрожающе темнеет, символизируя приближение бури, неопределённости или опасности. Это добавляет тревожности в восприятие пейзажа.
2.3. «Жёлтые листья» — Метафора.
Метафора используется также в словах «жёлтые листья». Листья осени ассоциируются с увяданием, старостью, переходом. Это слово может вызывать у читателя образ окончания чего-то, смены сезонов и преходящего времени.
В контексте зимнего леса это выражение может усилить чувство одиночества, ухода, смерти природы, создавая ещё более яркую картину.
3. Прочитайте текст без прилагательных.
Текст без прилагательных:
«Это были ёлки. На их макушках висели шишки. У подножия мох, а стволы обвились звёздами.»
Без прилагательных текст становится значительно менее выразительным. Прилагательные играют важную роль в создании образов, добавляют эмоциональность и живость. Без них текст становится сухим, фактическим и не создаёт нужной атмосферы. Например:
«старые ёлки» — добавляет представление о времени, которое прошло, придавая деревьям историю, их возраст.
«медленные шишки» — придаёт шишкам некую тяжесть, медлительность, контрастируя с быстрым движением других объектов в лесу.
«ярко зелёный мох» — помогает создать яркое зрительное представление о мохе, добавляя картине свежести, живости.
Прилагательные необходимы для создания живого, эмоционально насыщенного текста.
4. Укажите, какие типы речи (описание, повествование, рассуждение) встречаются в тексте.
В данном тексте можно выделить два типа речи:
4.1. Описание.
Описание — это когда автор объясняет внешние признаки объектов, их характеристики. В этом тексте описан зимний лес, деревья, шишки, мох, стволы. С помощью описания создаётся визуальный образ, который читатель может представить.
Пример: «На их макушках гроздьями висели медленные шишки.» — это описание природы, её объекта.
4.2. Повествование.
Повествование — это когда в тексте рассказывается о событиях или действиях. В данном случае повествование проявляется в моменте, когда появляется «чёрный дятел» и начинает долбить. Это уже не просто описание, а действие, которое происходит в лесу.
Пример: «Вдруг сверху послышался тревожный и сильный звук. В красном громе шлеме на осине сидел чёрный дятел.» — это повествование, где описывается динамика происходящего.
5. Фонетический разбор слова: «Ёлки»
Фонетический разбор помогает понять, как звучит слово и какие звуки в нём присутствуют.
Ёл-ки — два слога, первый слог ударный.
Ёлки [йо́лки] — слово произносится с ударением на первый слог, гласная «ё» в начале придаёт слово особое звучание, выделяя его среди других.
В слове 4 буквы: 2 гласных (ё, и) и 2 согласных (л, к).
Звуковое деление:
[ё] — гласный, ударный.
[л] — согласный, звонкий, непарный.
[к] — согласный, глухой, парный, шумный.
[и] — гласный, безударный.
Этот разбор показывает, как гласные и согласные образуют звуковую структуру слова, а ударение на первый слог помогает выделить слово в контексте.
6. Синтаксический разбор предложения: «Морозный смолой пахли подолистые деревья.»
Предложение:
«Морозный смолой пахли подолистые деревья.»
Это простое предложение, состоящее из двух частей, соединённых без союзов:
Морозный смолой — сочетание прилагательного и существительного, обозначающее запах.
Пахли подолистые деревья — основное сказуемое, обозначающее действие, которое выполняют деревья.
Тип предложения: повествовательное, неконсультативное, сложное. Состоящее из двух частей, соединённых с помощью бессоюзной связи.
Заключение
Данный анализ текста помогает понять, как с помощью различных литературных средств (метафор, прилагательных, синтаксической структуры) создаётся яркое и выразительное описание зимнего леса. Эти средства не только помогают описывать природу, но и передают атмосферу, эмоции и ощущения, создавая визуальные и звуковые образы, которые воспринимаются на уровне чувств.
Русский Язык
Любой навык лучше отрабатывать самостоятельной практикой, и решение задач — не исключение. Прежде чем обратиться к подсказкам, стоит попробовать справиться с заданием, опираясь на свои знания. Если дойти до конца удалось — проверить ответ и в случае расхождений сверить своё решение с правильным.