Учебник по русскому языку для 7 Класса, автором которого является Л. М. Рыбченков, является важным пособием для школьников, стремящихся усовершенствовать свои знания в области грамматики, орфографии и синтаксиса. Учебник ориентирован на углублённое изучение русского языка, а также развитие навыков правильной речи, что делает его важным инструментом как для учеников, так и для учителей.
ГДЗ по Русскому Языку 7 Класс Часть 1 Номер 265 Рыбченкова — Подробные Ответы
Перепишите стихотворение И. Бунина. Вставьте пропущенные буквы и расставьте недостающие запятые. Выполните морфологический разбор выделенных слов.
Догорел апрельский светлый вечер,
По лугам холодный сумрак лёг.
Спят грачи; далёкий шум потока
В темноте таинственно заглох.
Но свежее пахнет зеленями
Молодой озябший чернозём,
И струится чище над полями
Звёздный свет в молчанье ночном.
По лощинам звёзды отражая,
Ямы светят тихою водой,
Журавли друг друга окликая,
Осторожно тянутся гурьбой.
А весна в зазеленевшей роще
Ждёт зари, дыханье затая —
Чутко внемлет шороху деревьев,
Зорко смотрит в тёмные поля.
1. Найдите в стихотворных строках примеры олицетворения. Какую роль играет это выразительное средство языка в тексте?
2. Выпишите из текста стихотворения слова с чередующимися гласными в корне, приведите ещё два-три примера слов с этими корнями.
3. Выучите стихотворение наизусть. Напишите его по памяти. Проведите взаимопроверку.
Исправленный текст стихотворения:
Догорел апрельский светлый вечер,
По лугам холодный сумрак лёг.
Спят грачи; далёкий шум потока
В темноте таинственно заглох.
Но свежее пахнёт зеленями
Молодой озябший чернозём,
И струится чище над полями
Звёздный свет в молчании ночном.
По лощинам звёзды отражая,
Ямы светят тихою водой,
Журавли друг друга окликая,
Осторожно тянутся гурьбой.
А весна в зазеленевшей роще
Ждёт зари дыханье затая,
Чутко внемлет шороху деревьев,
Зорко смотрят в тёмные поля.
Морфологический разбор выделенных слов
Выделим слова и разберём их морфологически.
1. Догорел
Часть речи: глагол
Вид: совершенный
Время: прошедшее
Лицо: отсутствует (3-е лицо)
Число: единственное
Род: мужской
Переходность: непереходный
Возвратность: невозвратный
2. Пахнёт
Часть речи: глагол
Вид: несовершенный
Время: будущее
Лицо: 3-е
Число: единственное
Переходность: непереходный
Возвратность: невозвратный
3. Озябший
Часть речи: причастие
Вид: совершенный
Время: прошедшее
Род: мужской
Число: единственное
Падеж: именительный
Полноправное причастие, образованное от глагола «озябнуть»
4. Струится
Часть речи: глагол
Вид: несовершенный
Время: настоящее
Лицо: 3-е
Число: единственное
Переходность: непереходный
Возвратность: невозвратный
5. Молчании
Часть речи: существительное
Род: средний
Число: единственное
Падеж: предложный
Склонение: второе
6. Отражая
Часть речи: деепричастие
Вид: несовершенный
Возвратность: невозвратное
Образовано от глагола несовершенного вида «отражать»
7. Светят
Часть речи: глагол
Вид: несовершенный
Время: настоящее
Лицо: 3-е
Число: множественное
Переходность: непереходный
Возвратность: невозвратный
8. Окликая
Часть речи: деепричастие
Вид: несовершенный
Возвратность: невозвратное
Образовано от глагола несовершенного вида «окликать»
9. Зазеленевшей
Часть речи: причастие
Вид: совершенный
Время: прошедшее
Род: женский
Число: единственное
Падеж: предложный
Образовано от глагола «зазеленеть»
10. Затая
Часть речи: деепричастие
Вид: совершенный
Возвратность: невозвратное
Образовано от глагола совершенного вида «затаить»
11. Внемлет
Часть речи: глагол
Вид: несовершенный
Время: настоящее
Лицо: 3-е
Число: единственное
Переходность: непереходный
Возвратность: невозвратный
12. Смотрят
Часть речи: глагол
Вид: несовершенный
Время: настоящее
Лицо: 3-е
Число: множественное
Переходность: непереходный
Возвратность: невозвратный
Ответы на вопросы:
1. Выучите стихотворение наизусть. Напишите его по памяти. Проведите взаимопроверку.
(Здесь нужно самостоятельно выучить и написать стихотворение.)
2. Найдите в стихотворных строчках примеры олицетворения. Какую роль играет это выразительное средство языка в тексте?
Примеры олицетворения: сумрак лёг; шум потока в темноте таинственно заглох; а весна ждет зари, дыханье затая; зорко смотрит в темные поля.
Роль олицетворения:
Олицетворение помогает передать живость природы, её одушевлённость, создаёт эмоциональную близость между читателем и природным миром. Оно усиливает выразительность, делает образ весны и природы более ярким, живым и чувственным.
3. Слова с чередующимися гласными в корне: догорел — угар, заря — зорька.
Исправленный текст стихотворения И. Бунина
Догорел апрельский светлый вечер,
По лугам холодный сумрак лёг.
Спят грачи; далёкий шум потока
В темноте таинственно заглох.
Но свежее пахнёт зеленями
Молодой озябший чернозём,
И струится чище над полями
Звёздный свет в молчании ночном.
По лощинам звёзды отражая,
Ямы светят тихою водой,
Журавли друг друга окликая,
Осторожно тянутся гурьбой.
А весна в зазеленевшей роще
Ждёт зари дыханье затая,
Чутко внемлет шороху деревьев,
Зорко смотрят в тёмные поля.
Морфологический разбор выделенных слов
1. Догорел
- Часть речи: глагол
- Вид: совершенный
- Время: прошедшее
- Лицо: отсутствует (3-е лицо)
- Число: единственное
- Род: мужской
- Переходность: непереходный
- Возвратность: невозвратный
- Значение: завершённое действие — свет вечернего дня постепенно погас.
2. Пахнёт
- Часть речи: глагол
- Вид: несовершенный
- Время: будущее
- Лицо: 3-е
- Число: единственное
- Переходность: непереходный
- Возвратность: невозвратный
- Значение: процесс излучения запаха в будущем времени.
3. Озябший
- Часть речи: причастие
- Вид: совершенный
- Время: прошедшее
- Род: мужской
- Число: единственное
- Падеж: именительный
- Образовано от глагола «озябнуть»
- Значение: охваченный холодом, замёрзший.
4. Струится
- Часть речи: глагол
- Вид: несовершенный
- Время: настоящее
- Лицо: 3-е
- Число: единственное
- Переходность: непереходный
- Возвратность: невозвратный
- Значение: течёт, льётся тонкой струёй.
5. Молчании
- Часть речи: существительное
- Род: средний
- Число: единственное
- Падеж: предложный
- Склонение: второе
- Значение: состояние тишины, отсутствие звуков.
6. Отражая
- Часть речи: деепричастие
- Вид: несовершенный
- Возвратность: невозвратное
- Образовано от глагола «отражать»
- Значение: производя одновременное действие — отражать свет.
7. Светят
- Часть речи: глагол
- Вид: несовершенный
- Время: настоящее
- Лицо: 3-е
- Число: множественное
- Переходность: непереходный
- Возвратность: невозвратный
- Значение: излучают свет.
8. Окликая
- Часть речи: деепричастие
- Вид: несовершенный
- Возвратность: невозвратное
- Образовано от глагола «окликать»
- Значение: производя одновременное действие — окликать друг друга.
9. Зазеленевшей
- Часть речи: причастие
- Вид: совершенный
- Время: прошедшее
- Род: женский
- Число: единственное
- Падеж: предложный
- Образовано от глагола «зазеленеть»
- Значение: покрывшаяся свежей зеленями.
10. Затая
- Часть речи: деепричастие
- Вид: совершенный
- Возвратность: невозвратное
- Образовано от глагола «затаить»
- Значение: задержав дыхание, скрыв дыхание.
11. Внемлет
- Часть речи: глагол
- Вид: несовершенный
- Время: настоящее
- Лицо: 3-е
- Число: единственное
- Переходность: непереходный
- Возвратность: невозвратный
- Значение: внимательно слушает, прислушивается.
12. Смотрят
- Часть речи: глагол
- Вид: несовершенный
- Время: настоящее
- Лицо: 3-е
- Число: множественное
- Переходность: непереходный
- Возвратность: невозвратный
- Значение: направляют взгляд.
Ответы на вопросы
1. Выучите стихотворение наизусть. Напишите его по памяти. Проведите взаимопроверку.
(Рекомендуется самостоятельно выучить стихотворение, затем написать по памяти и проверить с оригиналом. Это упражнение развивает память, внимание к деталям и чувство языка.)
2. Найдите в стихотворных строчках примеры олицетворения. Какую роль играет это выразительное средство языка в тексте?
Примеры олицетворения в стихотворении:
- Сумрак лёг — здесь сумрак представлен как живое существо, которое может «лечь», то есть опуститься над землёй, создавая атмосферу покоя и таинственности.
- Шум потока в темноте таинственно заглох — шум потока будто замолчал сознательно, как если бы у него была воля и он мог управлять своим звучанием.
- А весна ждёт зари, дыханье затая — весна изображена как живое существо, которое с нетерпением ожидает рассвета, задерживая дыхание, чтобы не пропустить важный момент.
- Зорко смотрит в тёмные поля — весна или рассвет словно внимательно и внимательно наблюдает за окружающим миром, будто у неё есть глаза и сознание.
Роль олицетворения:
Олицетворение оживляет природу, придаёт ей душу и характер. Благодаря этому приёму природа перестаёт быть пассивным фоном, она становится активным участником повествования, обладающим чувствами и мыслями. Это усиливает эмоциональное воздействие стихотворения, помогает читателю почувствовать единство с природой, её живую красоту и таинственность. Олицетворение создаёт атмосферу волшебства и пробуждает в нас чувство восхищения и трепета перед природой.
3. Выпишите из текста стихотворения слова с чередующимися гласными в корне, приведите ещё 2-3 примера с этими корнями.
В русском языке есть корни, в которых гласные чередуются в зависимости от ударения, значения или приставок. Рассмотрим два таких корня:
Догорел — угар
В корне догор- / угар- гласные о и а чередуются. Слово догорел связано с процессом горения до конца, а угар — это дым или газ, возникающий при горении.
Примеры:
догореть
угарный
догорел
Заря — зорька
В корне заря / зорь- гласные а и о чередуются. Слова связаны с временем суток — рассветом, утренним светом.
Примеры:
заря
зорька
зарница
зоркий
Дополнительные размышления о стихотворении
Стихотворение Ивана Бунина наполнено тонкой лирикой и глубоким проникновением в природу. Автор мастерски передаёт переход от светлого вечера к ночной тишине, используя живописные образы и звуковые эффекты. Внимание к деталям — шорохи, звёзды, журавли — создаёт ощущение присутствия и единства с природой.
Использование олицетворения помогает читателю почувствовать, что природа — это живой организм, который дышит, слышит и видит. Это пробуждает в нас уважение и любовь к окружающему миру, учит бережному отношению к природе.
Также в стихотворении ощущается лёгкая грусть и одновременно надежда — весна готовится к новому дню, к пробуждению жизни. Это символ обновления и возрождения.
Любой навык лучше отрабатывать самостоятельной практикой, и решение задач — не исключение. Прежде чем обратиться к подсказкам, стоит попробовать справиться с заданием, опираясь на свои знания. Если дойти до конца удалось — проверить ответ и в случае расхождений сверить своё решение с правильным.