Учебник по русскому языку для 7 Класса, автором которого является Л. М. Рыбченков, является важным пособием для школьников, стремящихся усовершенствовать свои знания в области грамматики, орфографии и синтаксиса. Учебник ориентирован на углублённое изучение русского языка, а также развитие навыков правильной речи, что делает его важным инструментом как для учеников, так и для учителей.
Основные особенности учебника Л. М. Рыбченкова:
Структурированность и логичность подачи материала.
Учебник построен так, что каждая тема подаётся логически, последовательно, начиная от простых понятий и заканчивая более сложными аспектами языка. Это облегчает восприятие и усвоение материала, особенно для подростков, которые только начинают углублённо изучать язык.Практическая направленность.
В отличие от многих теоретических учебников, Рыбченков уделяет особое внимание практике. Каждая глава включает упражнения, которые помогают не только закрепить теоретические знания, но и научиться применять их на практике. Это важное преимущество учебника, так как он способствует развитию речевых и грамматических навыков в реальных ситуациях.Разнообразие видов упражнений.
В учебнике используются различные типы упражнений: на развитие орфографических и пунктуационных навыков, задания для анализа текстов, упражнения на составление предложений, а также задания, которые учат правильно формулировать мысли, составлять аргументы и выражать свою точку зрения.Интерактивность и творческий подход.
Учебник ориентирован на развитие творческих способностей учащихся. В нём присутствуют задания, стимулирующие воображение и креативность, такие как составление сочинений, создание описаний, написание эссе. Это помогает развить не только языковые, но и коммуникативные навыки.Многообразие текстов для анализа.
В учебнике представлены различные тексты для анализа, включая рассказы, стихотворения, диалоги и фрагменты из классической литературы. Это помогает учащимся развивать навыки литературного анализа, а также учит применять грамматические знания на практике.Доступность и понятность языка.
Несмотря на обширность материала, учебник написан доступным и понятным языком. Это делает его удобным для самостоятельного изучения, а также помогает справиться с трудными темами, такими как синтаксис, орфография и пунктуация.
Учебник Л. М. Рыбченкова «Русский язык. 7 Класс» — это качественное и всестороннее пособие для учеников, стремящихся повысить уровень знания русского языка. Он подходит как для индивидуального изучения, так и для работы в классе.
ГДЗ по Русскому Языку 7 КлассЧасть 1 Номер 231 Рыбченкова — Подробные Ответы
Распределите слова и словосочетания по следующим группам
и подгруппам:
1) прилагательные с не — слитно/раздельно;
2) причастия с не — слитно/раздельно;
3) глаголы с не — слитно/раздельно;
4) деепричастия с не — слитно/раздельно.
Запишите их в таблицу, раскрывая скобки. Работайте в парах: объясняйте друг другу, какие правила влияют на распределение материала по группам и подгруппам.
(Не)купле(н, нн)ый ещё дом; (не)дооценив возможности; (не)стира(н, нн)ая скатерть; (не)реагируя на предупреждение; проект (не)реализован; (не)тратьте силы зря; (не)ране(н, нн)ый, а контуже(н, нн)ый боец; (не)(о)(чем) жалеть; (не)терпит предательства; (не)годуя от бессилия; (не)свере(н, нн)ые часы; (не)заклее(н, нн)ый пока конверт; мне (не)здоровится; его права (не)ограниче(н, нн)ы; (не)могло (не)случиться; (не)рассерже(н, нн)ая, но расстрое(н, нн)ая мама; (ни)чем (не)интересный человек; (не)выполне(н, нн)ая вовремя просьба; (не)будьте ленивыми; регулярно (не)досыпать; (не)доварить макароны; (не)кого спросить; (не)ведая беды; (не)дописа(н, нн)ое предисловие; у пытливых знания (не)ограниче(н, нн)ы; (не)писа(н, нн)ый закон; (не)быть сломле(н, нн)ым; (не)прерывные аплодисменты; (не)желая обидеть; (не)смотря по сторонам; (не)дописать письмо; абсолютно (не)инициативный студент; (не)(с)(кем) сыграть партию; вовсе (не)широкая равнина; (не)удачный во всех отношениях день; (не)сдержа(н, нн)ый в эмоциях.
1. Все ли слова и словосочетания вошли в заполненную вами таблицу? Если остались лишние, как вы назовёте эту группу слов?
2. Какие правила правописания н и нн в различных частях речи вы повторили, выполняя задание к упражнению?
Таблица распределения слов и словосочетаний
Группа / Подгруппа | Слова / словосочетания | Объяснение |
---|---|---|
1. Прилагательные с не | ||
Слитно | ничем неинтересный человек; неограниченны (у пытливых знания неограниченны); непрерывные аплодисменты; абсолютно неинициативный студент; вовсе неширокая равнина; неудачный во всех отношениях день | 1) Частица «не» пишется слитно с прилагательными, если слово без «не» не употребляется или есть синоним без «не». 2) Усилительные слова (абсолютно, вовсе) требуют раздельного написания, но в данных случаях слово с «не» выступает цельным прилагательным. 3) Нет противопоставления с союзом «а». |
Раздельно | — | — |
2. Причастия с не | ||
Слитно | нестиранная скатерть; несверенные часы; неписанный закон; недописанное предисловие; несдержанный в эмоциях; нерасписанная вовремя просьба (не выполненная вовремя); недописанная вовремя просьба | 1) Причастия с «не» пишутся слитно, если нет противопоставления и зависимых слов. 2) В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется «нн». |
Раздельно | не купленный ещё дом; проект не реализован; не раненный, а контуженный боец; не заклеенный пока конверт; его права не ограничены; не рассерженная, но расстроенная мама | 1) При наличии противопоставления с союзом «а» или зависимых слов частица «не» пишется раздельно. 2) Краткие страдательные причастия с «не» пишутся раздельно. |
3. Глаголы с не | ||
Слитно | недосыпать регулярно; недоварить макароны; недописать письмо | 1) Глаголы с приставкой «недо-» пишутся слитно, если обозначают неполное действие. |
Раздельно | не тратьте силы зря; не терпит предательства; мне нездоровится; не могло не случиться; не будьте ленивыми; не быть сломленным | 1) Частица «не» с глаголами пишется раздельно. 2) Слова, которые не употребляются без «не» (например, нездоровится), пишутся слитно, но это исключение. |
4. Деепричастия с не | ||
Слитно | недооценив возможности | 1) Деепричастия с приставкой «недо-» пишутся слитно. |
Раздельно | не реагируя на предупреждение; негодуя от бессилия; не ведая беды; не желая обидеть; не смотря по сторонам | 1) Частица «не» с деепричастиями пишется раздельно, если выражает отрицание действия. 2) Слова, которые не употребляются без «не» (например, негодуя), пишутся слитно. |
Отдельная группа: местоимения с частицей «не»
Слова | Объяснение |
---|---|
не о чем жалеть; некого спросить; не с кем сыграть партию | Частица «не» с отрицательными местоимениями пишется слитно (некого), либо раздельно с предлогом (не с кем, не о чем). |
Правила правописания «н» и «нн» в различных частях речи
- В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени всегда пишется двойная нн: нестиранная, неписанный, недописанное.
- В суффиксах кратких прилагательных пишется столько же «н», сколько и в полной форме: у пытливых знания неограниченны (одна «н» в краткой форме, две в полной).
- В суффиксах кратких страдательных причастий всегда пишется одна н: права не ограничены.
Объяснения правил, влияющих на распределение по группам
- Прилагательные с «не» пишутся слитно, если слово без «не» не употребляется, либо есть синоним без «не» (например, «неудачный» = «плохой»). Раздельно — при наличии противопоставления с союзом «а» или усилительных слов, если они требуют раздельного написания.
- Причастия с «не» пишутся слитно, если нет противопоставления и зависимых слов. С зависимыми словами или при противопоставлении — раздельно. Краткие причастия с «не» всегда пишутся раздельно.
- Глаголы с «не» пишутся раздельно, за исключением глаголов с приставкой «недо-», которые пишутся слитно и обозначают неполное действие.
- Деепричастия с «не» пишутся раздельно, если выражают отрицание действия. Если есть приставка «недо-», то пишутся слитно. Исключения — слова, которые не употребляются без «не» (негодуя).
- Местоимения с «не» могут писаться слитно или раздельно в зависимости от наличия предлога и типа местоимения.
1. Прилагательные с «не»
Общие правила
- Прилагательные с «не» пишутся слитно, если слово без «не» не употребляется (например, «негодный»), либо если можно подобрать синоним без «не» (например, «неудачный» = «плохой»).
- Пишутся раздельно, если есть противопоставление с союзом «а» (например, «не высокий, а низкий»), или если в предложении присутствуют слова, усиливающие отрицание («вовсе не», «далеко не», «отнюдь не»).
- Усилительные слова, стоящие перед прилагательным, обычно требуют раздельного написания, но если прилагательное с «не» образует новое качество, пишется слитно.
Примеры из задания
- ничем неинтересный человек — «ничем» выступает как усилитель отрицания, но «неинтересный» — прилагательное, которое можно заменить синонимом «скучный», поэтому пишется слитно.
- у пытливых знания неограниченны — краткая форма прилагательного «неограниченный», пишется слитно, так как нет противопоставления.
- непрерывные аплодисменты — слово без «не» не употребляется, пишется слитно.
- абсолютно неинициативный студент — усилительное слово «абсолютно» стоит перед прилагательным, но прилагательное с «не» является цельным словом, поэтому слитно.
- вовсе неширокая равнина — усилительное слово «вовсе» требует раздельного написания, но в данном случае «неширокая» можно заменить синонимом «узкая», поэтому слитно.
- неудачный во всех отношениях день — можно подобрать синоним «плохой», пишется слитно.
Дополнительные пояснения
- В официально-деловом стиле и в научных текстах часто встречается раздельное написание, чтобы подчеркнуть отрицание.
- В художественной речи слитное написание чаще выражает качественную характеристику.
2. Причастия с «не»
Правила написания
- Слитно:
- Если причастие без «не» не употребляется (например, «независимый»).
- Если нет противопоставления с союзом «а».
- Если отсутствуют зависимые слова.
- В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется удвоенная «нн».
- Раздельно:
- Если есть противопоставление с союзом «а» (например, «не раненный, а контуженный»).
- Если есть зависимые слова (например, «не купленный ещё дом»).
- В кратких страдательных причастиях частица «не» пишется раздельно.
Примеры из задания
Слитно:
- нестиранная скатерть — полное страдательное причастие с суффиксом «-нн», без зависимых слов и противопоставления.
- несверенные часы — аналогично.
- неписанный закон
- недописанное предисловие
- несдержанный в эмоциях
- невыполненная вовремя просьба (зависимое слово «вовремя» — в данном случае устойчивое сочетание, допускается слитное написание, т.к. «вовремя» здесь не усиливает отрицание, а указывает на обстоятельство).
- недописанная вовремя просьба
Раздельно:
- не купленный ещё дом — зависимое слово «ещё» требует раздельного написания.
- проект не реализован — краткое причастие, частица «не» пишется раздельно.
- не раненный, а контуженный боец — противопоставление с союзом «а».
- не заклеенный пока конверт — зависимое слово «пока».
- его права не ограничены — краткое причастие, раздельное написание.
- не рассерженная, но расстроенная мама — противопоставление с союзом «но».
Суффиксы «н» и «нн»
- В полных страдательных причастиях прошедшего времени всегда пишется двойная нн: нестиранный, неписанный, недописанный.
- В кратких страдательных причастиях — одна «н»: права не ограничены.
3. Глаголы с «не»
Общие правила
- Частица «не» с глаголами пишется раздельно во всех случаях, так как глагол — это часть речи, выражающая действие, которое может быть отрицательным.
- Исключение составляют глаголы с приставкой «недо-», которые пишутся слитно и обозначают неполное действие, например, «недосыпать», «недоварить», «недописать».
Примеры из задания
Слитно:
- недосыпать регулярно — неполное действие, приставка «недо-».
- недоварить макароны
- недописать письмо
Раздельно:
- не тратьте силы зря — частица «не» с глаголом, раздельно.
- не терпит предательства
- мне нездоровится — исключение, слово без «не» не употребляется, пишется слитно.
- не могло не случиться — двойное отрицание, обе частицы «не» пишутся раздельно.
- не будьте ленивыми
- не быть сломленным
Дополнительные пояснения
- В отрицательных предложениях частица «не» с глаголами всегда раздельна, что является одним из базовых правил русского языка.
- Приставка «недо-» образует глаголы с новым значением неполного действия и всегда пишется слитно.
4. Деепричастия с «не»
Правила написания
- Частица «не» с деепричастиями пишется раздельно, если выражает отрицание действия (например, «не реагируя», «не желая»).
- Если деепричастие образовано с приставкой «недо-», то пишется слитно (например, «недооценив»).
- Есть слова, которые не употребляются без «не» (например, «негодуя»), они пишутся слитно.
Примеры из задания
Слитно:
- недооценив возможности — приставка «недо-».
- негодуя от бессилия — слово без «не» не употребляется.
Раздельно:
- не реагируя на предупреждение
- не ведая беды
- не желая обидеть
- не смотря по сторонам
Исторический и стилистический комментарий
- Деепричастия с приставкой «недо-» — сравнительно новое явление в русском языке, отражающее тенденцию к образованию слов с оттенком неполного действия.
- Раздельное написание частицы «не» с деепричастиями сохраняет прозрачность отрицания действия.
5. Местоимения с «не»
Особенности
- Отрицательные местоимения с частицей «не» и «ни» имеют свои правила написания.
- Если частица «не» входит в состав местоимения без предлога, пишется слитно: некого, ничего.
- Если частица «не» стоит с местоимением, которое сопровождается предлогом, пишется раздельно: не с кем, не о чем.
Примеры из задания
- некого спросить — слитно.
- не с кем сыграть партию — раздельно.
- не о чем жалеть — раздельно.
Итоговая сводная таблица
Группа | Подгруппа | Примеры | Обоснование |
---|---|---|---|
Прилагательные с «не» | Слитно | неудачный, неограниченный, непрерывный, неинициативный | Нет противопоставления, есть синоним без «не» |
Прилагательные с «не» | Раздельно | (нет в списке) | Есть противопоставление, усиление отрицания |
Причастия с «не» | Слитно | нестиранная, неписанный, недописанное, несдержанный | Нет зависимых слов и противопоставления; удвоенная «нн» в суффиксах |
Причастия с «не» | Раздельно | не купленный ещё, не реализован, не раненный, не заклеенный пока, не ограничены | Есть зависимые слова или противопоставление; краткие причастия с одной «н» |
Глаголы с «не» | Слитно | недосыпать, недоварить, недописать | Приставка «недо-», неполное действие |
Глаголы с «не» | Раздельно | не тратьте, не терпит, не могло не случиться, не будьте | Частица «не» с глаголами всегда раздельно, кроме исключений |
Деепричастия с «не» | Слитно | недооценив, негодуя | Приставка «недо-» или слова без «не» не употребляются |
Деепричастия с «не» | Раздельно | не реагируя, не ведая, не желая, не смотря | Частица «не» с деепричастиями пишется раздельно |
Местоимения с «не» | Слитно | некого | Частица «не» с отрицательными местоимениями без предлога |
Местоимения с «не» | Раздельно | не с кем, не о чем | Частица «не» с отрицательными местоимениями с предлогом |
Дополнительные рекомендации для изучающих тему
- При разборе всегда обращайте внимание на наличие зависимых слов и противопоставления — это ключ к правильному написанию.
- Учите суффиксы, характерные для причастий и прилагательных, чтобы отличать их и правильно писать «н» или «нн».
- Помните, что приставка «недо-» всегда пишется слитно и меняет значение слова на неполное действие.
- Для деепричастий с «не» чаще всего используется раздельное написание, за исключением слов с приставкой «недо-» и устойчивых форм.
- Особое внимание уделяйте отрицательным местоимениям с «не» и «ни», так как они имеют свои особенности правописания.
Заключение
Данное упражнение является отличной практикой для закрепления знаний по правописанию частицы «не» с разными частями речи и по правилам написания суффиксов «н» и «нн». Глубокое понимание и умение применять эти правила на практике существенно улучшит грамотность и позволит уверенно работать с текстами разного стиля и сложности.
Если необходимо, могу подготовить подробные упражнения, тесты или методические материалы для закрепления темы.
Русский Язык
Любой навык лучше отрабатывать самостоятельной практикой, и решение задач — не исключение. Прежде чем обратиться к подсказкам, стоит попробовать справиться с заданием, опираясь на свои знания. Если дойти до конца удалось — проверить ответ и в случае расхождений сверить своё решение с правильным.