ГДЗ по Русскому Языку 7 Класс Часть 1 Номер 230 Рыбченкова — Подробные Ответы
Восстановите пословицы, подобрав нужное словосочетание из правого столбика. Запишите их, расставляя в предложениях знаки препинания, раскрывая скобки. Объясните правописание не с глаголами и деепричастиями.
1) (Не)зная броду… ядра (не)съешь.
2) Снявши голову… так и (не)будет скуки.
3) (Не)расколов ореха… да и шубу в печь.
4) Рассердясь на блох… по волосам (не)плачут.
5) (Не)сиди сложа руки… шкуры (не)продают.
6) (Не)убив медведя… (не)суйся в воду.
1. В каком деепричастии, на ваш взгляд, есть суффикс, который в современном языке считается устаревшим? Выделите его. Устно замените устаревшее слово современным и составьте с ним предложение.
2. Какой деепричастный оборот вы не выделили запятыми? Объяснитепочему.
Незная броду, не суйся в воду.
Снявши голову, да и шубу в печь.
Нерасколов ореха, ядра не съешь.
Рассердясь на блох, по волосам не плачут.
Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.
Не убив медведя, шкуры не продают.
Правописание «не» с глаголами и деепричастиями:
С «не» с глаголами и деепричастиями пишется раздельно — «не знаю», «не суйся», «не сиди» и т.п. Это связано с тем, что «не» с глаголами служит для отрицания действия.
1. Устаревший суффикс — это -вши в деепричастии «снявши». В современном языке такой суффикс почти не употребляется. Современный вариант: «сняв».
Пример с современным словом:
Сняв голову, он остался без власти.
2. Деепричастный оборот, который не выделяется запятыми — это в пословице «Снявши голову, да и шубу в печь».
Объяснение:
В данном случае оборот входит в состав устойчивого выражения (пословицы), где части тесно связаны между собой и воспринимаются как единое целое. Поэтому запятая после деепричастия не ставится, чтобы сохранить целостность фразы и ритмику пословицы.
Не зная броду, не суйся в воду.
Снявши голову, да и шубу в печь.
Не расколов ореха, ядра не съешь.
Рассердясь на блох, по волосам не плачут.
Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.
Не убив медведя, шкуры не продают.
Правописание частицы «не» с глаголами и деепричастиями:
Частица «не» с глаголами и деепричастиями пишется раздельно, так как «не» в данном случае служит для отрицания действия. Например, в выражениях «не знаю», «не суйся», «не сиди» частица «не» отделяется от слова, потому что она не образует с глаголом новое слово, а лишь отрицает действие.
1. Устаревший суффикс в деепричастии:
В предложении «Снявши голову, да и шубу в печь» встречается деепричастие «снявши», в котором используется суффикс -вши. Этот суффикс считается устаревшим и почти не употребляется в современном русском языке. Современный вариант этого деепричастия — «сняв».
Пример с современным словом:
Сняв голову, он потерял своё влияние в обществе.
2. Деепричастный оборот, не выделенный запятыми:
В пословице «Снявши голову, да и шубу в печь» запятая после деепричастия «снявши» не ставится.
Объяснение:
Это связано с тем, что пословица является устойчивым выражением, где части тесно связаны и воспринимаются как единое целое. Запятая в таком случае нарушила бы целостность фразы и её ритмическую структуру, что нежелательно при использовании пословиц и поговорок. Кроме того, здесь деепричастный оборот выражает результативное действие, а частица «да» соединяет две части пословицы в одно целое, что делает постановку запятой после деепричастия лишней.
3. Как правильно рассуждать при работе с деепричастными оборотами и частицей «не»:
Частица «не» с глаголами и деепричастиями пишется раздельно, так как она выполняет функцию отрицания.
Деепричастный оборот должен относиться к подлежащему главного предложения — это лицо, которое выполняет как действие, выраженное глаголом, так и добавочное действие, выраженное деепричастием.
В пословицах и устойчивых выражениях допускаются особые случаи пунктуации, где деепричастный оборот может не выделяться запятыми, чтобы сохранить традиционный стиль и ритм.
При сомнении всегда стоит проверить, кто выполняет действие, и не нарушена ли связь между деепричастным оборотом и подлежащим.
4. Итог:
Выполняя задания с деепричастными оборотами, важно не только правильно ставить знаки препинания, но и следить за смысловой связью в предложении, а также помнить об особенностях оформления устойчивых выражений, таких как пословицы. Такой подход помогает создавать грамотные и выразительные тексты.
Любой навык лучше отрабатывать самостоятельной практикой, и решение задач — не исключение. Прежде чем обратиться к подсказкам, стоит попробовать справиться с заданием, опираясь на свои знания. Если дойти до конца удалось — проверить ответ и в случае расхождений сверить своё решение с правильным.