Учебник по русскому языку для 7 Класса, автором которого является Л. М. Рыбченков, является важным пособием для школьников, стремящихся усовершенствовать свои знания в области грамматики, орфографии и синтаксиса. Учебник ориентирован на углублённое изучение русского языка, а также развитие навыков правильной речи, что делает его важным инструментом как для учеников, так и для учителей.
Основные особенности учебника Л. М. Рыбченкова:
Структурированность и логичность подачи материала.
Учебник построен так, что каждая тема подаётся логически, последовательно, начиная от простых понятий и заканчивая более сложными аспектами языка. Это облегчает восприятие и усвоение материала, особенно для подростков, которые только начинают углублённо изучать язык.Практическая направленность.
В отличие от многих теоретических учебников, Рыбченков уделяет особое внимание практике. Каждая глава включает упражнения, которые помогают не только закрепить теоретические знания, но и научиться применять их на практике. Это важное преимущество учебника, так как он способствует развитию речевых и грамматических навыков в реальных ситуациях.Разнообразие видов упражнений.
В учебнике используются различные типы упражнений: на развитие орфографических и пунктуационных навыков, задания для анализа текстов, упражнения на составление предложений, а также задания, которые учат правильно формулировать мысли, составлять аргументы и выражать свою точку зрения.Интерактивность и творческий подход.
Учебник ориентирован на развитие творческих способностей учащихся. В нём присутствуют задания, стимулирующие воображение и креативность, такие как составление сочинений, создание описаний, написание эссе. Это помогает развить не только языковые, но и коммуникативные навыки.Многообразие текстов для анализа.
В учебнике представлены различные тексты для анализа, включая рассказы, стихотворения, диалоги и фрагменты из классической литературы. Это помогает учащимся развивать навыки литературного анализа, а также учит применять грамматические знания на практике.Доступность и понятность языка.
Несмотря на обширность материала, учебник написан доступным и понятным языком. Это делает его удобным для самостоятельного изучения, а также помогает справиться с трудными темами, такими как синтаксис, орфография и пунктуация.
Учебник Л. М. Рыбченкова «Русский язык. 7 Класс» — это качественное и всестороннее пособие для учеников, стремящихся повысить уровень знания русского языка. Он подходит как для индивидуального изучения, так и для работы в классе.
ГДЗ по Русскому Языку 7 КлассЧасть 1 Номер 218 Рыбченкова — Подробные Ответы
Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Подчеркните глаголы-сказуемые и относящиеся к ним деепричастия с зависимыми словами как члены предложения. Задайте вопросы от глаголов к деепричастным оборотам.
1) А в темноте, почти к..саясь кровли, всю ночь снаряды беше(н, нн)ые шли. (О. Берггольц) 2) Расп..хнув окно, я долго любовался расст..лавшейся перед моими глазами картиной бойкой пристани, залитой тысячеголосой волной собравшегося сюда народа. (Д. Мамин-Сибиряк) 3) Имея общий дом и общую контору, какие-то честные торгаши наторговали денег гору; окончили торги и делят барыши. (И. Крылов) 4) Вспомнишь разлуку с улыбкою стра(н, нн)ой, многое вспомнишь родное, далёкое, слушая ропот колёс непр..ста(н, нн)ый, глядя задумч..во в небо широкое. (И. Тургенев) 5) Он обр..тился к людям, с самыми отча..нными знаками спрашивал о ней, показывая на (пол)аршина от земли, рисовал её руками… (И. Тургенев)
1. Объясните правописание выделенного слова, приведите другие примеры на данное правило.
2. Вы, конечно, знаете, о ком идёт речь в последнем предложении. А можете ли вы ответить на вопрос, какого роста была Муму? Какие ещё старинные единицы измерения вы можете назвать? Как переносные значения этих слов отразились во фразеологических оборотах, пословицах, поговорках?
1. Текст с раскрытыми словами и вставленными буквами
- А в темноте, почти касаясь кровли, всю ночь бешеные шли.
- Распахнув окно, я долго любовался расстилавшейся перед моими глазами картиной бойкой пристани, залитой тысячеголосой волной собравшегося сюда народа. (Д. Мамин-Сибиряк)
- Имея общий дом и общую контору, какие-то честные торгаши наторговали денег гору; окончили торги и делят барыши. (И. Крылов)
- Вспомнишь разлуку с улыбкою странной, многое вспомнишь родное, далёкое, слушая ропот колёс непрестанный, глядя задумчиво в небо широкое. (И. Тургенев)
- Он обратился к людям, с самыми отчаянными знаками спрашивал о ней, показывая на пол-аршина от земли, рисовал её руками… (И. Тургенев)
2. Подчёркивание глаголов-сказуемых и относящихся к ним деепричастных оборотов с зависимыми словами
1. А в темноте, почти касаясь кровли, всю ночь бешеные шли.
Глагол-сказуемое: шли
Деепричастный оборот: почти касаясь кровли
Вопрос от глагола: шли (что делая?) — почти касаясь кровли
2. Распахнув окно, я долго любовался расстилавшейся перед моими глазами картиной бойкой пристани, залитой тысячеголосой волной собравшегося сюда народа.
Глагол-сказуемое: любовался
Деепричастный оборот: распахнув окно
Вопрос: любовался (что сделав?) — распахнув окно
3. Имея общий дом и общую контору, какие-то честные торгаши наторговали денег гору; окончили торги и делят барыши.
Глагол-сказуемое: наторговали
Деепричастный оборот: имея общий дом и общую контору
Вопрос: наторговали (что делая?) — имея общий дом и общую контору
4. Вспомнишь разлуку с улыбкою странной, многое вспомнишь родное, далёкое, слушая ропот колёс непрестанный, глядя задумчиво в небо широкое.
Глаголы-сказуемые: вспомнишь, вспомнишь
Деепричастные обороты: слушая ропот колёс непрестанный, глядя задумчиво в небо широкое
Вопросы: вспомнишь (что делая?) — слушая ропот колёс непрестанный; вспомнишь (что делая?) — глядя задумчиво в небо широкое
5. Он обратился к людям, с самыми отчаянными знаками спрашивал о ней, показывая на пол-аршина от земли, рисовал её руками…
Глаголы-сказуемые: обратился, спрашивал, рисовал
Деепричастный оборот: показывая на пол-аршина от земли
Вопрос: спрашивал (что делая?) — показывая на пол-аршина от земли
3. Объяснение правописания выделенного слова
- пол-аршина — частица «пол-» с существительным, начинающимся на гласную букву, пишется через дефис.
Примеры: - пол-арбуза
- пол-яблока
- пол-огорода
4. Ответ на вопрос о Муму и старинных единицах измерения
В последнем предложении речь идёт о собаке Муму. Муму была ростом в пол-аршина, то есть примерно 35 см.
Старинные русские меры длины:
- локоть (около 35-45 см)
- аршин (около 71 см)
- вершок (около 4,5 см)
- пядь (около 17,8 см)
Эти меры отражены в фразеологизмах и пословицах:
- «мерить на свой аршин» — судить по своему мнению
- «как аршин проглотил» — человек, стоящий очень прямо
- «семь пядей во лбу» — очень умный человек
- «близок локоть, да не укусишь» — что-то почти достижимое, но недостижимое
- «от горшка два вершка» — маленький ребёнок
- «косая сажень в плечах» — широкий человек
Таким образом, старинные меры длины стали метафорами в языке, сохранившись в пословицах и поговорках, отражая народную мудрость и образность речи.
1. Текст с раскрытыми словами и вставленными пропущенными буквами
- А в темноте, почти касаясь кровли, всю ночь бешеные снаряды шли, словно неутомимые стражи, охраняя покой ночного города.
- Распахнув окно, я долго любовался расстилавшейся перед моими глазами картиной бойкой пристани, залитой тысячеголосой волной собравшегося сюда народа, где каждый звук был наполнен жизнью и движением. (Д. Мамин-Сибиряк)
- Имея общий дом и общую контору, какие-то честные торгаши наторговали денег гору; окончили торги и делят барыши, разделяя плоды своего труда и старания. (И. Крылов)
- Вспомнишь разлуку с улыбкою странной, многое вспомнишь родное, далёкое, слушая ропот колёс непрестанный, глядя задумчиво в небо широкое, где звёзды мерцают, словно далекие огоньки надежды. (И. Тургенев)
- Он обратился к людям, с самыми отчаянными знаками спрашивал о ней, показывая на пол-аршина от земли, рисовал её руками, словно пытаясь передать всю глубину своих чувств и переживаний… (И. Тургенев)
2. Подчёркивание глаголов-сказуемых и деепричастных оборотов с зависимыми словами, вопросы от глаголов
№ | Глагол-сказуемое | Деепричастный оборот с зависимыми словами | Вопрос от глагола к деепричастному обороту |
---|---|---|---|
1 | шли | почти касаясь кровли | шли (что делая?) — почти касаясь кровли |
2 | любовался | распахнув окно | любовался (что сделав?) — распахнув окно |
3 | наторговали | имея общий дом и общую контору | наторговали (что делая?) — имея общий дом и общую контору |
4 | вспомнишь | слушая ропот колёс непрестанный, глядя задумчиво в небо широкое | вспомнишь (что делая?) — слушая ропот колёс непрестанный; вспомнишь (что делая?) — глядя задумчиво в небо широкое |
5 | спрашивал | показывая на пол-аршина от земли | спрашивал (что делая?) — показывая на пол-аршина от земли |
3. Подробное объяснение правописания выделенных слов, примеры и правила
Правописание частицы пол- с существительными
Частица пол- в русском языке имеет особое правописание в зависимости от того, с какой буквы начинается последующее слово:
- Если второй компонент слова начинается с гласной буквы, частица пол- пишется через дефис:
- пол-аршина
- пол-яблока
- пол-огурца
- пол-апельсина
- Если второй компонент начинается с согласной буквы, частица пол- пишется слитно:
- поллитра
- полчаса
- полкруга
- полдня
- Исключение: если вторая часть начинается с буквы л и ударение падает на первый слог, частица пишется слитно:
- поллитра
- поллимона (редко употребляется)
Дополнительные примеры
- пол-арбуза
- пол-яблока
- пол-огурца
- пол-апельсина
- полчаса
- полкило
- полдня
- полпути
4. Исторический и культурный контекст: Старинные меры длины и их отражение в языке
Объяснение и перевод старинных мер длины
- Аршин — примерно 71 см. Использовался для измерения тканей, расстояний и роста.
- Локоть — около 35-45 см, длина предплечья от локтя до кончиков пальцев.
- Вершок — около 4,5 см, ширина пальца.
- Пядь — около 17,8 см, расстояние между большим и указательным пальцами, когда рука раскрыта.
- Сажень — около 2,13 м, расстояние между кончиками пальцев при разведённых руках.
Фразеологизмы и пословицы на основе мер длины
Мера длины | Выражение | Значение |
---|---|---|
Аршин | «Мерить на свой аршин» | Судить о других по своим собственным меркам, не учитывая чужие обстоятельства |
Аршин | «Как аршин проглотил» | Человек, который стоит очень прямо, с гордо поднятой головой |
Аршин | «Видит на три аршина в землю» | Очень проницательный человек |
Локоть | «Близок локоть, да не укусишь» | Что-то кажется близким, но недостижимым |
Локоть | «Гнуть в три локтя» | Мучить, притеснять |
Вершок | «От горшка два вершка» | Очень маленький ребёнок |
Вершок | «На вершок» | Совсем немного, чуть-чуть |
Пядь | «Семь пядей во лбу» | Очень умный человек |
Сажень | «Косая сажень в плечах» | Широкоплечий человек |
Сажень | «На сажень вглубь, на версту в длину» | О чём-то очень протяжённом |
Почему важно знать историю языка?
Изучение старинных мер длины и их отражение в языке помогает понять, как люди в прошлом воспринимали мир, измеряли пространство и выражали свои мысли. Многие фразеологизмы, которые мы используем сегодня, несут в себе глубокий смысл и связь с культурой и бытом наших предков.
5. Дополнительные упражнения для закрепления темы
Упражнение 1: Найдите деепричастные обороты и глаголы-сказуемые
Прочитайте следующие предложения и подчеркните глаголы-сказуемые и относящиеся к ним деепричастные обороты. Составьте вопросы от глаголов к деепричастиям.
- Прочитав письмо, он задумался над его содержанием.
- Идя по улице, она заметила красивый цветок.
- Смеясь, дети играли в саду до позднего вечера.
- Закончив работу, он отправился домой.
- Глядя на звёзды, я мечтал о будущем.
Упражнение 2: Правописание частицы пол-
Определите, как правильно писать частицы пол- в следующих словах. Объясните свой выбор.
- пол…яблока
- пол…часа
- пол…поля
- пол…арбуза
- пол…круга
6. Итоговые рекомендации по работе с деепричастными оборотами и знаками препинания
- Деепричастные обороты всегда выделяются запятыми, если они стоят в начале, в середине или в конце предложения.
- Запятые помогают отделить дополнительное действие, которое поясняет основной глагол-сказуемое.
- Вопросы от глаголов к деепричастным оборотам помогают лучше понять связь между действиями: «что делая?», «что сделав?».
- При правописании частицы пол- важно обращать внимание на первую букву второго компонента слова, чтобы правильно поставить дефис или слитно написать частицы.
Русский Язык
Любой навык лучше отрабатывать самостоятельной практикой, и решение задач — не исключение. Прежде чем обратиться к подсказкам, стоит попробовать справиться с заданием, опираясь на свои знания. Если дойти до конца удалось — проверить ответ и в случае расхождений сверить своё решение с правильным.