1-11 класс
  • 1-11 класс
  • 1 класс
  • 2 класс
  • 3 класс
  • 4 класс
  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
Выберите класс
Предметы
ГДЗ по Русскому Языку 7 Класс Часть 1 Учебник 📕 Рыбченкова — Все Части
Русский Язык Часть 1
7 класс учебник Рыбченкова
7 класс
Тип
ГДЗ, Решебник.
Авторы
Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская
Год
2016-2019
Издательство
Просвещение
Описание

ГДЗ по Русскому Языку 7 Класс Часть 1 Номер 139 Рыбченкова — Подробные Ответы

Задача

Образуйте от глаголов страдательные причастия прошедшего времени, выделите в причастиях суффиксы.

Воспитать, постелить, постлать, перевести, наградить, победить, разбудить, бросить, измельчить, приглушить, пригласить, одеть, понять, сжать, разбить.

Какое фонетическое явление наблюдается при образовании причастий брошенный (бросить), разбуженный (разбудить), приглашённый (пригласить)?

Краткий ответ:

Образование страдательных причастий прошедшего времени

От данных глаголов образуются страдательные причастия прошедшего времени с выделением суффиксов:

ГлаголПричастиеВыделенный суффикс
воспитатьвоспитанный-нн-
постелитьпостеленный-енн-
постлатьпостланный-нн-
перевестипереведённый-ённ-
наградитьнаграждённый-ённ-
победитьпобеждённый-ённ-
разбудитьразбуженный-енн-
броситьброшенный-енн-
измельчитьизмельчённый-ённ-
приглушитьприглушённый-ённ-
пригласитьприглашённый-ённ-
одетьодетый-т-
понятьпонятый-т-
сжатьсжатый-т-
разбитьразбитый-т-

Объяснение суффиксов

  • -анн- / -янн- / -енн- — суффиксы страдательных причастий прошедшего времени, часто образуются от глаголов совершенного вида.
  • -ённ- — суффикс с буквой ё, указывает на глаголы с чередованием (например, перевести — переведённый).
  • -т- — суффикс причастий прошедшего времени от глаголов с основой на -ть (одеть — одетый).

Фонетическое явление при образовании причастий

В причастиях брошенный (бросить), разбуженный (разбудить), приглашённый (пригласить) наблюдается фонетическое явление — чередование согласных звуков в корне слова.

  • Например, в глаголе бросить корень «брос-«, а в причастии — «брош-«.
  • В глаголе разбудить корень «буд-«, а в причастии — «буж-«.
  • В глаголе пригласить корень «глас-«, а в причастии — «глаш-«.

Это явление связано с историческими изменениями и происходит при словообразовании от глаголов на -ить, где согласные в корне могут чередоваться (звонкие/глухие, мягкие/твёрдые).

Подробный ответ:

1. Образование страдательных причастий прошедшего времени

Страдательные причастия прошедшего времени в русском языке образуются от основы глагола прошедшего времени с помощью суффиксов:

  • -анн- / -янн- / -енн-
  • -ённ- (с буквой ё)
  • -т- (для некоторых глаголов)

Таблица с причастиями

ГлаголПричастиеСуффикс в причастииОсобенности образования
воспитатьвоспитанный-нн-Суффикс -анн- после основы на -ать
постелитьпостеленный-енн-Суффикс -енн- после основы на -ить
постлатьпостланный-нн-Суффикс -анн-, основа на -ать
перевестипереведённый-ённ-Суффикс -ённ-, с буквой ё, чередование корня
наградитьнаграждённый-ённ-Суффикс -ённ-, с буквой ё
победитьпобеждённый-ённ-Суффикс -ённ-, с буквой ё
разбудитьразбуженный-енн-Суффикс -енн-, чередование согласных
броситьброшенный-енн-Суффикс -енн-, чередование согласных
измельчитьизмельчённый-ённ-Суффикс -ённ-, с буквой ё
приглушитьприглушённый-ённ-Суффикс -ённ-, с буквой ё
пригласитьприглашённый-ённ-Суффикс -ённ-, чередование согласных
одетьодетый-т-Суффикс -т-, краткая форма причастия
понятьпонятый-т-Суффикс -т-, краткая форма причастия
сжатьсжатый-т-Суффикс -т-, краткая форма причастия
разбитьразбитый-т-Суффикс -т-, краткая форма причастия

2. Объяснение суффиксов и правописания

Суффиксы -анн-, -янн-, -енн-

  • Образуются от глаголов совершенного вида с основой на -ать, -ить и других.
  • В суффиксе пишется нн, если причастие образовано от глагола совершенного вида и имеет зависимые слова (например, «воспитанный учителем мальчик»).
  • Если причастие краткое, пишется один н (одет, понят и т.п.).

Суффикс -ённ-

  • Встречается в причастиях с буквой ё, которая указывает на чередование корня и изменение гласного в основе.
  • Пишется нн в полном причастии (переведённый, награждённый).
  • Буква ё сохраняется, так как она указывает на ударение и фонетические изменения.

Суффикс -т-

  • Используется в кратких страдательных причастиях прошедшего времени (одет, понят, сжат, разбит).
  • Обычно образуется от глаголов совершенного вида с основой на -ть.

3. Фонетическое явление: чередование согласных

В причастиях брошенный, разбуженный, приглашённый происходит чередование согласных в корне слова. Это явление связано с историей словообразования и фонетикой.

Примеры:

  • бросить — брошенный
    Корень глагола: брос-
    В причастии корень становится: брош-
    Происходит замена согласной с на ш.
  • разбудить — разбуженный
    Корень глагола: буд-
    В причастии корень становится: буж-
    Происходит замена звонкого согласного д на звонкий мягкий ж.
  • пригласить — приглашённый
    Корень глагола: глас-
    В причастии корень становится: глаш-
    Происходит замена звонкого согласного с на шипящий ш.

Почему происходит чередование?

  • В русском языке при образовании причастий и других форм глаголов часто меняется качество согласных для удобства произношения.
  • Такие изменения называются чередованиями согласных или ассимиляцией.
  • Особенно часто это явление встречается у глаголов с суффиксом -ить, где корень меняется по историческим и фонетическим причинам.

Итог

  • Страдательные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффиксов -анн-, -янн-, -енн-, -ённ-, -т-.
  • Суффиксы зависят от спряжения и вида глагола, а также от фонетических особенностей.
  • В некоторых причастиях происходит чередование согласных в корне (бросить — брошенный и т.п.), что объясняется историческими и фонетическими законами русского языка.


Общая оценка
3.8 / 5
Комментарии
Другие учебники
Другие предметы
Как пользоваться ГДЗ

Любой навык лучше отрабатывать самостоятельной практикой, и решение задач — не исключение. Прежде чем обратиться к подсказкам, стоит попробовать справиться с заданием, опираясь на свои знания. Если дойти до конца удалось — проверить ответ и в случае расхождений сверить своё решение с правильным.