ГДЗ по Русскому Языку 7 Класс Часть 1 Номер 105 Рыбченкова — Подробные Ответы
Объедините слова первого и второго рядов в пары.
1) Сыгранный, изученный, подчёркнутый, рисующий, сшитый.
2) Изучен, подчёркнут, сыгран, сшит.
1. Подумайте, что объединяет пары слов. В чём разница между ними?
2. Почему одно из слов первого ряда осталось без пары? Чем оно отличается от других слов?
Сыгранный – сыгран,
изученный – изучен,
подчёркнутый – подчёркнут,
сшитый – сшит,
рисующий — (без пары).
Все пары слов — причастия. Слова первого ряда — полные страдательные причастия, второго — краткие страдательные причастия.
«Рисующий» — действительное причастие, краткой формы не имеет, поэтому осталось без пары.
Объединение слов в пары:
Сыгранный — сыгран
Изученный — изучен
Подчёркнутый — подчёркнут
Сшитый — сшит
Оставшееся без пары слово: рисующий
1. Что объединяет пары слов? В чём между ними разница?
Все слова, образующие пары, являются причастиями, то есть формами, которые сочетают признаки глагола и прилагательного. Их объединяет то, что оба варианта обозначают признак по действию и связаны с одним и тем же глаголом (например: сыгранный ← сыграть, изучен ← изучить и т.д.).
Однако есть и различия:
Слова из первого ряда — это полные страдательные причастия прошедшего времени. Они согласуются с существительными в роде, числе и падеже, выполняют синтаксическую роль определения. Например: сыгранный спектакль, изученная тема, подчёркнутая фраза.
Слова из второго ряда — это краткие страдательные причастия. Они не изменяются по падежам и чаще выступают в роли сказуемого. Например: спектакль сыгран, тема изучена, фраза подчёркнута.
Таким образом, пары объединяют форма (причастие), залог (страдательный) и время (прошедшее), а различает — полнота формы (полная/краткая) и синтаксическая функция.
2. Почему слово «рисующий» осталось без пары? Чем оно отличается от остальных слов?
Слово «рисующий» действительно не имеет пары во втором ряду, потому что это действительное причастие настоящего времени. Оно указывает на активное действие, совершаемое субъектом (тот, кто рисует), в отличие от страдательных причастий, которые обозначают действие, совершаемое над объектом.
Кроме того, в русском языке краткие формы имеют только страдательные причастия.
Действительные причастия краткой формы не имеют, поэтому у слова «рисующий» не может быть аналога вроде «рисуем» или «рисован» в той же форме и значении.
Примеры:
Рисующий человек — тот, кто сам рисует.
Рисуемый объект — тот, кого рисуют (это уже страдательное причастие, и от него можно образовать краткую форму: «объект рисуем» — условно).
Вывод:
Все пары слов — это формы страдательных причастий, отличающихся степенью полноты. Единственное слово, не образующее пары, — «рисующий», потому что оно действительное и краткой формы не имеет.
Любой навык лучше отрабатывать самостоятельной практикой, и решение задач — не исключение. Прежде чем обратиться к подсказкам, стоит попробовать справиться с заданием, опираясь на свои знания. Если дойти до конца удалось — проверить ответ и в случае расхождений сверить своё решение с правильным.