ГДЗ по Русскому Языку 5 Класс Часть 1 Номер 99 Рыбченкова — Подробные Ответы
99. Прочитайте фрагменты из учебников по истории, географии и математике и определите, с какими «формулами» или приёмами «фотографирования» — для описания, повествования или рассуждения — можно соотнести каждый из фрагментов.
1. Токарь выполнил заказ на изготовление одинаковых деталей за три дня. В первый день он изготовил 23 детали, во второй день — на b деталей больше, чем в первый день, а в третий день — на 4 детали меньше, чем в пер-вый день. (Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков)
2. Число 2305 больше, чем число 984, потому что 2305 — четырёхзначное число, а 984 — трёхзначное. (Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков)
3. Чем глобус похож на Землю? Глобус так же, как и Земля, имеет форму шара. Следовательно, он даёт нам правильное представление о форме нашей планеты. И глобус, и Земля вращаются вокруг собственной оси. При этом ось глобуса имеет такой же наклон, как и земная. Таким образом, глобус позволяет нам наблюдать этот вид движения Земли. (В. П. Дронов, Л. Е. Савельева)
4. Персам удалось прорвать боевую линию греков в центре, но края устояли. Вообразив, что одержали победу, персы бросились вглубь к греческому лагерю. Тогда стоявшие на краях фаланги греки напали на персов сзади. В ожесточённой схватке эллины обратили врагов в бегство и погнали их к морю. Семь кораблей захватили греки. На остальных персы поспешно отплыли, взяв курс на Афины. Разгадав замысел противника, афиняне устремились на защиту родного города. Когда персидский флот, обогнув Аттику, приблизился к афинской гавани, то на берегу уже стояло готовое к новому бою афинское войско. Персы не стали испытывать судьбу и уплыли прочь. (А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая)
Первый текст напоминает последовательность действий, по которой можно было бы снять фильм, но гораздо удобнее представить это в виде схемы. Это рассуждение с элементами повествования.
Второй текст больше похож на схему и представляет собой чистое рассуждение.
Третий текст можно визуализировать с помощью иллюстраций, поясняющих детали значит это рассуждение с элементами описания.
Четвертый текст, в свою очередь, можно адаптировать для создания фильма, значит, это повествование.
1. Первый фрагмент можно отнести к рассуждению с элементами повествования. В нём изложены условия задачи и логические связи между величинами. Хотя описываются действия токаря, акцент сделан на зависимости и числовые соотношения, которые удобно представить в виде схемы или таблицы, а не как отдельный сюжет.
2. Второй фрагмент — это чистое рассуждение. Здесь проводится логическое сравнение двух чисел, при этом используется причина: «потому что 2305 — четырёхзначное число, а 984 — трёхзначное». Материал можно представить в виде логической схемы или доказательства.
3. Третий фрагмент представляет собой рассуждение с элементами описания. В нём проводится сопоставление глобуса и Земли по различным признакам. Такая информация хорошо подходит для визуализации — можно изобразить рисунки с подписями, стрелками, пояснениями.
4. Четвёртый фрагмент — это повествование. Он описывает ход исторического сражения, где действия происходят во временной последовательности. Такое содержание легко представить как сценарий к фильму или комиксу с развивающимся сюжетом.