Учебник по русскому языку для 5 класса, автор — Л.М. Рыбченкова, представляет собой структурированный и доступный для понимания материал, который помогает школьникам освоить основы грамматики, орфографии, синтаксиса и лексики. В нем четко выделены ключевые темы, которые учащиеся должны усвоить в процессе обучения, что позволяет детям легко ориентироваться и систематизировать полученные знания.
Основные достоинства учебника:
Простота и доступность изложения — материал изложен так, что даже сложные правила легко воспринимаются детьми.
Яркие примеры и иллюстрации — для лучшего понимания теории и практики в учебник включены многочисленные примеры и рисунки.
Разнообразие заданий — упражнения, игровые задания и тесты позволяют ученикам активно работать с материалом.
Теоретическая основа — четкое объяснение каждого правила и теории, что помогает ученикам усвоить важные понятия.
Качественная структура уроков — каждый урок логично построен и направлен на освоение одной конкретной темы.
Учебник Л.М. Рыбченковой можно назвать настоящим помощником как для учеников, так и для их учителей. Он предоставляет отличную основу для углубленного изучения русского языка, при этом не перегружая учащихся избыточной информацией. Это учебное пособие будет полезно как для самостоятельного изучения, так и для работы в классе.
ГДЗ по Русскому Языку 5 Класс Часть 1 Номер 92 Рыбченкова — Подробные Ответы
92. Прочитайте фрагменты текстов. Какая тема их объединяет?
1) Леса являются величайшим источником вдохновения и здоровья. Это исполинские лаборатории. Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль. Представьте себе, что на леса обрушился пыльный ураган. Уже в километре от опушки вы будете ощущать его лишь как потоки чистого и свежего ветра.
А какой воздух после грозы! Каждый из вас, конечно, помнит его. Как он душист, свеж, полон озона! Так вот, в лесах как бы бушует невидимая и неслышная вечная гроза и расточает по земле потоки озонированного воздуха. (К. Г. Паустовский. Повесть о лесах)
2) Для произрастания деревьев необходимо достаточное количество тепла и влаги, определённый режим температур и выпадения осадков.4 В зависимости от различного сочетания этих факторов формируются разные виды лесов.
Тайгой называют хвойные леса. Зона тайги почти целиком расположена в Северном полушарии, в Южном — она отсутствует. В России тайга занимает наибольшую площадь среди всех природных зон. (А. А. Лобжанидзе. География. Планета Земля)
3) Листопад
Лес, точно тер..м ра..писной,
Л..ловый, з..лотой, б..гряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.4
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой… (И. А. Бунин)
4) — Вы знаете, я не люблю насаженные леса. Деревья стоят по ниточке и все одинаковые. Как солдаты в строю.
— Старый спор! Есть учёные, которые думают вот так же, как и вы. Они стоят за естественное возобновление леса. Человек, мол, не должен в это вмешиваться. Природа, по их мнению, умнее человека, и его вмешательство приносит только вред. (К. Г. Паустовский. Повесть о лесах)
1. Подберите синоним к слову исполинский.
2. Определите, какой из приведённых текстов:
1) даёт научное описание леса (описание леса как результат его научного изучения);
2) не просто передаёт информацию о лесе, но и воздействует на читателя, убеждает его в полезности леса, заставляет полюбить лес;
3) даёт поэтическое описание леса;
4) передаёт самый обычный, обыденный разговор двух собеседников.
3. Перепишите текст (3), вставляя пропущенные буквы, объясняя написание слов.
Тексты объединяет тема леса.
Синонимы к слову исполинский — высокий, великий, богатырский.
- Первый текст носит агитационный характер, призывая читателя полюбить и ценить лес. Здесь используется эмоциональная, образная речь, чтобы воздействовать на чувства читателя.
- Второй текст представляет собой научное, фактологическое описание леса, раскрывая его характеристики и особенности. Здесь преобладает объективный, информативный стиль.
- Третий текст — поэтическое, лирическое описание леса, передающее личные впечатления и ощущения автора. Здесь используются художественные средства выразительности, метафоры, эпитеты.
- Четвертый текст — это передача обычного разговора, отражающего повседневное, обыденное восприятие леса. Здесь используется разговорный, непринужденный стиль.
Листопад
Лес, точно терем (непр.) расписной,
Лиловый (непр.), золотой (золото), багряный (багр),
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой…
Синтаксический разбор:
1. Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, полное, распространенное, осложнено однородными подлежащими и однородными несогласованными определениями.
2.
1. Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, полное, распространенное, осложнено сравнительным оборотом и однородными определениями.
2.
Тексты объединяет тема леса.
Синонимы к слову исполинский — высокий, великий, богатырский.
- Первый текст носит ярко выраженный агитационный характер. Здесь автор стремится убедить читателя в важности и ценности леса, призывая его полюбить и беречь этот природный дар. Для этого используется эмоциональная, образная речь, апеллирующая к чувствам читателя. Автор использует яркие, экспрессивные эпитеты («исполинский», «богатырский»), метафоры («зеленый океан»), гиперболы («миллионы деревьев»), чтобы создать возвышенный, одухотворенный образ леса. Такой подход позволяет не просто передать информацию, но и вызвать у читателя глубокие переживания и желание заботиться о лесах.
- Второй текст представляет собой научное, фактологическое описание леса. Здесь преобладает объективный, информативный стиль изложения. Автор последовательно раскрывает характеристики и особенности леса, опираясь на точные данные и научные понятия. Используются термины и определения, характерные для академического стиля («древостой», «подлесок», «ярусность»). Такой подход позволяет дать читателю исчерпывающее представление о лесе как сложной экосистеме, функционирующей по определенным законам.
- Третий текст — это поэтическое, лирическое описание леса. Здесь автор передает свои личные впечатления и ощущения, возникающие при созерцании природы. Для этого используются разнообразные художественные средства выразительности: метафоры («лес дышит», «деревья поют»), эпитеты («зеленый, шумный, вечный»), олицетворения. Такой подход позволяет читателю не просто получить информацию о лесе, но и проникнуться его красотой, ощутить единение с природой.
- Четвертый текст представляет собой передачу обычного разговора, отражающего повседневное, обыденное восприятие леса. Здесь используется разговорный, непринужденный стиль, характерный для повседневного общения. Речь персонажей лишена высокой патетики или научной терминологии, вместо этого они используют простые, бытовые выражения. Такой подход позволяет показать, как лес воспринимается в обыденной жизни, без особого трепета или глубоких размышлений.
Листопад
Лес, точно терем (непр.) расписной,
Лиловый (непр.), золотой (золото), багряный (багр),
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой…
Синтаксический разбор:
Повествовательное: предложение сообщает информацию о лесу, а не задает вопрос или не выражает восклицание.
Невосклицательное: нет выраженной эмоции, это обычное повествование.
Простое: предложение состоит из одного главного члена (главного предложения) и не имеет дополнительных частей.
Двусоставное: предложение состоит из подлежащего («лес») и сказуемого («стоит»).
Полное: все члены предложения присутствуют (есть подлежащее, сказуемое, определения и обстоятельства).
Распространённое: в предложении несколько определений, которые расширяют смысл (например, «точно терем расписной» — здесь есть однородные определения).
Осложнено однородными подлежащими и однородными несогласованными определениями: однородные определения — «лиловый», «золотой», «багряный» — перечисляются через запятую и не согласуются с определяемым существительным в роде, числе и падеже.
Схема:
Повествовательное: также просто описывается происходящее.
Невосклицательное: опять же, это не восклицание, а обычное повествование.
Простое: несмотря на сложную структуру, предложение состоит из одной грамматической основы (второстепенные члены увеличивают количество информации).
Двусоставное: как и в первом случае, есть подлежащее («берёзы», «ёлочки») и сказуемое («блестят», «темнеют»).
Полное: все члены предложения присутствуют, хотя оно очень насыщено дополнениями.
Распространённое: предложение насыщено дополнительными членами, такими как однородные определения (например, «жёлтою резьбой», «лазури голубой»), а также сравнительный оборот «как вышки».
Осложнено сравнительным оборотом и однородными определениями: сравнительный оборот «как вышки» сравнивает ёлочки с чем-то другим, а однородные определения («жёлтою резьбой», «лазури голубой») уточняют характеристики.
Схема:
Русский язык