Учебник по русскому языку для 5 класса, автор — Л.М. Рыбченкова, представляет собой структурированный и доступный для понимания материал, который помогает школьникам освоить основы грамматики, орфографии, синтаксиса и лексики. В нем четко выделены ключевые темы, которые учащиеся должны усвоить в процессе обучения, что позволяет детям легко ориентироваться и систематизировать полученные знания.
Основные достоинства учебника:
Простота и доступность изложения — материал изложен так, что даже сложные правила легко воспринимаются детьми.
Яркие примеры и иллюстрации — для лучшего понимания теории и практики в учебник включены многочисленные примеры и рисунки.
Разнообразие заданий — упражнения, игровые задания и тесты позволяют ученикам активно работать с материалом.
Теоретическая основа — четкое объяснение каждого правила и теории, что помогает ученикам усвоить важные понятия.
Качественная структура уроков — каждый урок логично построен и направлен на освоение одной конкретной темы.
Учебник Л.М. Рыбченковой можно назвать настоящим помощником как для учеников, так и для их учителей. Он предоставляет отличную основу для углубленного изучения русского языка, при этом не перегружая учащихся избыточной информацией. Это учебное пособие будет полезно как для самостоятельного изучения, так и для работы в классе.
ГДЗ по Русскому Языку 5 Класс Часть 1 Номер 80 Рыбченкова — Подробные Ответы
80. Рассказ в художественной литературе — это небольшой текст-повествование о каком-либо событии. Прочитайте небольшой рассказ «Окно в природу» В. М. Пескова, журналиста и путешественника. Подумайте, почему можно считать, что перед нами — рассказ в рассказе.
Помню морозное утро. В приоткрытую форточку утекает наружу струйка тепла. Кто это приспособился, греется?
Тихо отвожу в сторону занавеску. На ветке у форточки сидит воробей.
Нахохлился, вобрал голову, похож на серый пушистый шарик. Нас разделяет только стекло. Воробьиная осторожность должна заставить этот комочек жизни вспорхнуть, соединиться со стайкой замёрзших собратьев.4 Но очень уж хорошо и тепло у окна. Воробей настороженно следит одним глазом. Стараюсь не шевелиться. И воробей начинает подрёмывать. Маленький глаз закрывается. И я вспоминаю, как сам много раз с мороза усталый засыпал возле печки…
Каждый человек с самого детства знает этих маленьких вороватых птиц. Возле нас они кормятся, согреваются. Их песню — простое чириканье — мы часто вовсе не замечаем. Но стоит ей почему-либо утихнуть, мы чувствуем, что привыкли к этим нехитрым звукам, к бойкому, суетливому проявлению жизни.
Недавно я записал рассказ моряка о воробье, который прижился на корабле и плавал из Чёрного в Средиземное море. Моряк рассказал, как много радости и приятных забот доставлял матросам этот преданный путешественник.
Корабль шёл на виду у чужих берегов, но птица ни разу не попыталась слететь на землю. А в Средиземном море, когда к нашему кораблю близко подошёл американский ракетоносец, воробью вдруг вздумалось поразмять крылья.
«Воробей вспорхнул, и мы на палубе затаили дыхание. Он опустился на мачту к американцам. В бинокль мы хорошо видели: сидит, озирается… Посидел минут пять на чужой мачте наш воробей и, видим: взлетел. Летит! Мы все заорали «ура!». Боцман выскочил: в чём дело?! Но тоже заулыбался, когда узнал…»
1. Какие события легли в основу первой части (первые четыре абзаца) и второй части (заключительные три абзаца)? Можно ли переставить части местами? Почему?
2. Определите, что является кульминацией во второй части.
3*. Какие языковые средства использует автор, чтобы передать эмоциональное состояние персонажей?
4. С помощью каких средств выразительности автору удаётся избежать излишних повторов слова воробей в 3-м абзаце текста? Определите, какие средства связи использованы в 4-м абзаце текста.
5. Т+. Автор пишет, что «каждый человек с самого детства знает этих маленьких вороватых птиц». Почему вороватых? Прочитайте словарную статью из школьного этимологического словаря русского языка, рассказывающего о происхождении слов. Связано ли слово воробей со словом воришка?
В первой части рассказа описывается наблюдение за воробьем, пригревшимся у приоткрытой форточки. Во второй части включается рассказ моряка о воробье, который плавал на корабле. Эти две части нельзя поменять местами, так как первая часть подводит к тезису о том, что мы привыкли к воробьям, а вторая часть служит подтверждением этого.
Кульминацией второй части является возвращение воробья на родной корабль.
Для передачи эмоционального состояния персонажей автор использует восклицательные предложения, неполные предложения, междометия.
Чтобы избежать повторов слова «воробей», автор использует неполные предложения, перифразы, метафоры. Связь между предложениями четвертого абзаца осуществляется с помощью местоимений, союзов, лексических повторов.
Прилагательное «вороватый» в данном контексте употребляется в переносном значении «осторожный, пугливый», характеризуя типичные воробьиные повадки. Согласно этимологическому словарю, слова «вор» и «воробей» не являются родственными.
Синтаксический разбор:
Воробьиная(прил.) осторожность(сущ.) должна(прил) заставить(глаг.) этот(мест.)
комочек(сущ.) жизни(сущ.) вспорхнуть(глаг.), соединиться(глаг.) со(предл.)
стайкой( сущ.) замёрзших(прич.) собратьев(сущ.).
1. Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, полное, распространенное, осложнено однородными дополнениями.
2. [– = — -, — -].
Первая часть (первые четыре абзаца) повествует о наблюдении автора за воробьем, пригревшимся у приоткрытой форточки. Вторая часть (заключительные три абзаца) включает рассказ моряка о воробье, который плавал на корабле. Их нельзя переставить местами, так как первая часть подводит читателя к мысли о том, что мы привыкли к воробьям, а вторая часть служит подтверждением этого тезиса.
Кульминацией второй части является момент, когда воробей вспорхнул и перелетел на мачту американского ракетоносца, а затем вернулся на родной корабль. Это кульминация, так как именно в этот момент достигается наивысшая точка напряжения в рассказе.
Для передачи эмоционального состояния персонажей автор использует следующие языковые средства:
- Восклицательные предложения: «Мы все заорали «ура»!»
- Неполные предложения: «Боцман выскочил: в чём дело?!»
- Междометия: «Но тоже заулыбался, когда узнал…»
Чтобы избежать излишних повторов слова «воробей» в 3-м абзаце, автор использует:
- Неполные предложения с опущенным подлежащим: «Маленький глаз закрывается.»
- Перифразу: «этот комочек жизни»
- Метафору: «замёрзших собратьев»
В 4-м абзаце связь осуществляется с помощью:
- Личного местоимения «они»: «Их песню — простое чириканье — мы часто вовсе не замечаем.»
- Притяжательного местоимения «их»: «к этим нехитрым звукам, к бойкому, суетливому проявлению жизни.»
- Лексического повтора: «мы — мы»
Слово «вороватый» в данном контексте используется в переносном значении и характеризует воробьев как осторожных, пугливых птиц. Согласно этимологическому словарю, слова «вор» и «воробей» не являются родственными, так как произошли от разных основ и никогда не имели схожих лексических значений.
Синтаксический разбор предложения:
Воробьиная(прил.) осторожность(сущ.) должна(прил) заставить(глаг.) этот(мест.)
комочек(сущ.) жизни(сущ.) вспорхнуть(глаг.), соединиться(глаг.) со(предл.)
стайкой( сущ.) замёрзших(прич.) собратьев(сущ.).
- Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, полное, распространенное, осложнено однородными дополнениями.
- Схема предложения: [– = — -, — -].
Русский язык