Учебник по русскому языку для 5 класса, автор — Л.М. Рыбченкова, представляет собой структурированный и доступный для понимания материал, который помогает школьникам освоить основы грамматики, орфографии, синтаксиса и лексики. В нем четко выделены ключевые темы, которые учащиеся должны усвоить в процессе обучения, что позволяет детям легко ориентироваться и систематизировать полученные знания.
Основные достоинства учебника:
Простота и доступность изложения — материал изложен так, что даже сложные правила легко воспринимаются детьми.
Яркие примеры и иллюстрации — для лучшего понимания теории и практики в учебник включены многочисленные примеры и рисунки.
Разнообразие заданий — упражнения, игровые задания и тесты позволяют ученикам активно работать с материалом.
Теоретическая основа — четкое объяснение каждого правила и теории, что помогает ученикам усвоить важные понятия.
Качественная структура уроков — каждый урок логично построен и направлен на освоение одной конкретной темы.
Учебник Л.М. Рыбченковой можно назвать настоящим помощником как для учеников, так и для их учителей. Он предоставляет отличную основу для углубленного изучения русского языка, при этом не перегружая учащихся избыточной информацией. Это учебное пособие будет полезно как для самостоятельного изучения, так и для работы в классе.
ГДЗ по Русскому Языку 5 Класс Часть 1 Номер 37 Рыбченкова — Подробные Ответы
37. Прочитайте отрывок из повести А. Г. Алексина «Саша и Шура». Почему Саша споткнулся на одной из фраз маминого письма?
Я стал читать дальше и убедился, что мама решила вконец опозорить меня перед дедушкой.
— «Кушай в одно и то же время! — писала она. — Это самое важное. И ни в коем случае не пей воду из колодца!..»
Дедушка в это время сидел на кровати и, покрякивая, натягивал ботинок. Он так и застыл, пригнувшись всем телом к вытянутой ноге.
— Кушать в одно и то же время — весьма полезно. Присоединяюсь! Но в чём же, скажи на милость, колодезная вода проштрафилась? Преотличнейшая вода! Как врач рекомендую и даже прописываю! — И, продолжая натягивать ботинок, он проворчал: — Сама-то всегда к колодцу бегала! И никогда, слава богу, не болела.
Но самое неприятное в мамином письме было дальше.
— «Ты, Сашенька, гуляй, играй с товарищами, — писала мама. — Но в то же время…» — На этой фразе я споткнулся и замолчал: дальше мама писала о моей переэкзаменовке и о том, как упорно я должен пыхтеть над учебниками.
— Что там «но в то же время»? — спросил дедушка, надевая жилет. — Разобрать не можешь? У Марины ведь, кажется, каллиграфический почерк. Не скажешь даже, что докторская дочка.
— А у докторов разве плохие почерка? — спросил я с наигранным интересом, лихорадочно соображая, что же делать дальше.
— У докторов почерки прескверные: пишут истории болезни, рецепты — торопятся. Вот и выходят каракули. Дай-ка я тебе помогу разобрать.
1. Охарактеризуйте речевую ситуацию, описанную в тексте: укажите участников общения, их цели, тему разговора.
2. Найдите в тексте диалог и монолог.
3. Как правильно: почерки или почерка? Каким словарём нужно воспользоваться, чтобы убедиться в правильности ответа?
4. Правильно ли использован в тексте глагол кушать?
Саша споткнулся на одной из фраз маминого письма, потому что не хотел, чтобы дедушка узнал о его переэкзаменовке (он провалил экзамен и должен был усердно готовиться к пересдаче).
Участники устного общения – дедушка и Саша. Цель дедушки – узнать новости из письма и выразить свое отношение к ним. Цель Саши – поделиться содержанием письма и скрыть компрометирующую информацию, увести от темы. Тема разговора – письмо матери. Участники письменного общения – мать, дедушка и Саша. Цель матери – дать советы сыну. Цель сына – внимательно их прочитать и усвоить. Цель дедушки – критически оценить эти советы и выразить свое мнение. Тема общения – как следует правильно проводить каникулы.
Монолог:
Кушать в одно и то же время — весьма полезно. Присоединяюсь! Но в чём же, скажи на милость, колодезная вода проштрафилась? Преотличнейшая вода! Как врач рекомендую и даже прописываю! Сама-то всегда к колодцу бегала! И никогда, слава богу, не болела.
Диалог:
— Что там «но в то же время»? — спросил дедушка, надевая жилет. — Разобрать не можешь? У Марины ведь, кажется, каллиграфический почерк. Не скажешь даже, что докторская дочка.
— А у докторов разве плохие почерка? — спросил я с наигранным интересом, лихорадочно соображая, что же делать дальше.
— У докторов почерки прескверные: пишут истории болезни, рецепты — торопятся. Вот и выходят каракули. Дай-ка я тебе помогу разобрать.
Правильно говорить «по́черки». Проверить эту информацию можно в орфоэпическом словаре.
Глагол кушать в этом тексте использован неуместно, так как мама обращается к своему уже довольно взрослому сыну, а не к маленькому ребенку. Ей следовало написать «есть».
1. Охарактеризуйте речевую ситуацию
- Участники общения:
- Саша (главный герой, читает письмо мамы)
- Дедушка (слушает и комментирует письмо)
- Цели участников:
- Саша — прочитать письмо мамы, понять его содержание, справиться с волнением и сомнениями по поводу переэкзаменовки.
- Дедушка — поддержать внука, прокомментировать письмо, поделиться своим мнением и опытом.
- Тема разговора:
Письмо мамы Саше, в котором она даёт советы по режиму питания, здоровью и учёбе. Особое внимание уделяется рекомендациям о питании и предупреждениям, а также предстоящей переэкзаменовке.
2. Найдите в тексте диалог и монолог
- Монолог:
Это часть, где Саша читает вслух письмо мамы и размышляет про себя, например:
— «Кушай в одно и то же время! — писала она…», «Я стал читать дальше и убедился, что мама решила вконец опозорить меня перед дедушкой». - Диалог:
Обмен репликами между Сашей и дедушкой:
— Дедушка говорит: «Кушать в одно и то же время — весьма полезно…»
— Саша отвечает или задаёт вопросы: «А у докторов разве плохие почерка?»
— Дедушка объясняет: «У докторов почерки прескверные…»
3. Как правильно: почерки или почерка? Каким словарём нужно воспользоваться?
- Правильно: почерки (множественное число от слова «почерк»).
- В тексте встречается фраза: «У докторов почерки прескверные», что соответствует норме.
- Чтобы убедиться в правильности, нужно обратиться к толковому словарю русского языка или орфографическому словарю, например:
- «Толковый словарь русского языка» под редакцией С. И. Ожегова
- «Орфографический словарь русского языка» РАН
4. Правильно ли использован в тексте глагол «кушать»?
- В тексте встречается фраза из письма мамы: «Кушай в одно и то же время!»
- Разбор:
- Глагол «кушать» — разговорный, уменьшительно-ласкательный вариант слова «есть».
- В официальной речи и в письменных текстах чаще используется глагол «есть».
- В данном случае мама пишет письмо сыну, обращается ласково и заботливо, поэтому употребление «кушай» уместно, оно отражает тёплое, дружеское отношение.
- Вывод:
Использование глагола «кушать» в письме мамы — стилистически оправдано, поскольку письмо носит личный, неофициальный характер, адресовано ребёнку. Это помогает создать тёплую, заботливую атмосферу.
Русский язык