Учебник по русскому языку для 5 класса, автор — Л.М. Рыбченкова, представляет собой структурированный и доступный для понимания материал, который помогает школьникам освоить основы грамматики, орфографии, синтаксиса и лексики. В нем четко выделены ключевые темы, которые учащиеся должны усвоить в процессе обучения, что позволяет детям легко ориентироваться и систематизировать полученные знания.
Основные достоинства учебника:
Простота и доступность изложения — материал изложен так, что даже сложные правила легко воспринимаются детьми.
Яркие примеры и иллюстрации — для лучшего понимания теории и практики в учебник включены многочисленные примеры и рисунки.
Разнообразие заданий — упражнения, игровые задания и тесты позволяют ученикам активно работать с материалом.
Теоретическая основа — четкое объяснение каждого правила и теории, что помогает ученикам усвоить важные понятия.
Качественная структура уроков — каждый урок логично построен и направлен на освоение одной конкретной темы.
Учебник Л.М. Рыбченковой можно назвать настоящим помощником как для учеников, так и для их учителей. Он предоставляет отличную основу для углубленного изучения русского языка, при этом не перегружая учащихся избыточной информацией. Это учебное пособие будет полезно как для самостоятельного изучения, так и для работы в классе.
ГДЗ по Русскому Языку 5 Класс Часть 1 Номер 36 Рыбченкова — Подробные Ответы
36. Прочитайте высказывания. Какие из выделенных в них слов имеют буквальный смысл, какие употребляются для привлечения внимания, обращения?
Какие высказывания из второй колонки могут быть употреблены в официальной ситуации, какие — в неофициальной (полуофициальной)? Знакомым или незнакомым людям адресовано каждое из них? Какое высказывание может быть употреблено в разговоре только с ровесником, какое — только со взрослым человеком? Как вы об этом догадались?
Выделенные слова в первом столбце передают прямое, буквальное значение и служат для передачи конкретной информации. Слова, выделенные во втором столбце, используются для привлечения внимания собеседника.
В официальном общении уместно применять четвёртое предложение, поскольку в нём обращение построено на имени и отчестве, что соответствует деловому этикету.
В полуофициальной ситуации подходит второе предложение с обращением «молодой человек» — эта форма часто используется при обращении к незнакомым людям.
В неформальной обстановке можно использовать первое предложение, где в роли обращения выступает слово «пожалуйста». Оно заменяет «молодого человека» в случаях, когда последнее звучит неуместно, например, при обращении к пожилым или женщинам.
Однако такой способ обращения к незнакомцам может нарушать нормы вежливости. При разговоре со сверстником предпочтительно использовать третье предложение, в котором обращение сокращено до имени «Вов» с добавлением частицы «а», выражающей нетерпение или настойчивость говорящего.
1. Какие из выделенных в высказываниях слов имеют буквальный смысл, а какие употребляются для привлечения внимания, обращения?
Первая колонка (буквальный смысл):
- простите — в данном контексте слово употреблено в буквальном смысле прощения.
- молодой человек — буквальное описание человека (возраст, пол).
- Владимир — имя собственное, буквальное обозначение конкретного человека.
- Иван Петрович — имя и отчество, буквальное обращение к конкретному человеку.
Вторая колонка (обращения, привлечение внимания):
- Простите — используется как вежливое обращение для привлечения внимания.
- Молодой человек — обращение к незнакомому человеку, чтобы привлечь внимание.
- Вов, а Вов — уменьшительно-ласкательное имя с частицей «а», выражающей нетерпение, обращение к знакомому человеку.
- Иван Петрович — обращение с использованием имени и отчества, формальное обращение для привлечения внимания взрослого человека.
2. Какие высказывания из второй колонки могут быть употреблены в официальной ситуации, какие — в неофициальной (полуофициальной)?
Официальная ситуация:
- «Простите, как пройти к Малому театру?» — вежливое обращение к незнакомому человеку.
- «Молодой человек, не могли бы вы мне помочь перейти через дорогу?» — формальное обращение к незнакомому взрослому мужчине.
- «Иван Петрович, я сегодня к уроку не готов» — обращение к взрослому человеку по имени и отчеству, что характерно для официального или полуофициального стиля.
Неофициальная (полуофициальная) ситуация:
- «Вов, а Вов, в кино с нами пойдёшь?» — разговор с ровесником или близким знакомым, неформальное обращение.
3. Знакомым или незнакомым людям адресовано каждое из них?
- «Простите, как пройти к Малому театру?» — незнакомому человеку (вежливое обращение).
- «Молодой человек, не могли бы вы помочь?» — незнакомому человеку (формальное обращение).
- «Вов, а Вов…» — знакомому, ровеснику (дружеское, неформальное обращение).
- «Иван Петрович, я сегодня к уроку не готов» — знакомому взрослому человеку (учителю, коллеге).
4. Какое высказывание может быть употреблено в разговоре только с ровесником, какое — только со взрослым человеком? Как вы об этом догадались?
Только с ровесником:
«Вов, а Вов, в кино с нами пойдёшь?»
Обращение по имени с уменьшительно-ласкательной формой и частицей «а» указывает на близкие, дружеские отношения, характерные для общения между ровесниками или друзьями.
Только со взрослым человеком:
«Иван Петрович, я сегодня к уроку не готов»
Использование имени и отчества — признак официального или уважительного обращения, характерного для общения с взрослыми, особенно в учебной или рабочей среде.
Итог:
№ | Высказывание (вторая колонка) | Ситуация | Адресат | Особенности обращения |
---|---|---|---|---|
1 | Простите, как пройти к Малому театру? | Официальная | Незнакомый | Вежливое обращение для привлечения внимания |
2 | Молодой человек, не могли бы вы помочь перейти через дорогу? | Официальная | Незнакомый | Формальное обращение, уважительное |
3 | Вов, а Вов, в кино с нами пойдёшь? | Неофициальная | Знакомый ровесник | Дружеское, неформальное, с уменьшительным именем |
4 | Иван Петрович, я сегодня к уроку не готов | Полуофициальная | Знакомый взрослый | Формальное обращение по имени и отчеству |
Русский язык