Учебник по русскому языку для 5 класса, автор — Л.М. Рыбченкова, представляет собой структурированный и доступный для понимания материал, который помогает школьникам освоить основы грамматики, орфографии, синтаксиса и лексики. В нем четко выделены ключевые темы, которые учащиеся должны усвоить в процессе обучения, что позволяет детям легко ориентироваться и систематизировать полученные знания.
Основные достоинства учебника:
Простота и доступность изложения — материал изложен так, что даже сложные правила легко воспринимаются детьми.
Яркие примеры и иллюстрации — для лучшего понимания теории и практики в учебник включены многочисленные примеры и рисунки.
Разнообразие заданий — упражнения, игровые задания и тесты позволяют ученикам активно работать с материалом.
Теоретическая основа — четкое объяснение каждого правила и теории, что помогает ученикам усвоить важные понятия.
Качественная структура уроков — каждый урок логично построен и направлен на освоение одной конкретной темы.
Учебник Л.М. Рыбченковой можно назвать настоящим помощником как для учеников, так и для их учителей. Он предоставляет отличную основу для углубленного изучения русского языка, при этом не перегружая учащихся избыточной информацией. Это учебное пособие будет полезно как для самостоятельного изучения, так и для работы в классе.
ГДЗ по Русскому Языку 5 Класс Часть 1 Номер 261 Рыбченкова — Подробные Ответы
261. Глаголы говорить и разглагольствовать являются синонимами. Разглагольствовать — то же cамое, что говорить, но говорить многословно и бессодержательно. Вставьте подходящие глаголы в предложения. В каком предложении могут быть употреблены оба глагола? В какие предложения невозможно вставить глагол разглагольствовать? Почему?
1) У кого что болит, тот о том и (…).
2) Очень долго Незнайка (…) о том, как он хотел стать поэтом.
3) Мальчик хорошо (…) по-русски.
4) Ребята (…) о книгах, которые прочитали летом.
5) Взялся за гуж — не (…), что не дюж.
6) Оратор долго (…) о чём-то непонятном.
1) У кого что болит, тот о том и говорит.
2) Очень долго Незнайка говорил о том, как он хотел стать поэтом. Очень долго Незнайка разглагольствовал о том, как он хотел стать поэтом.
3) Мальчик хорошо говорил по-русски.
4) Ребята говорили о книгах, которые прочитали летом.
5) Взялся за гуж — не говори, что не дюж.
6) Оратор долго говорил о чём-то непонятном. Оратор долго разглагольствовал о чём-то непонятном.
Оба слова могут быть употреблены в предложениях два и шесть. Невозможно использовать глагол разглагольствовать в первом и пятом предложениях, потому что это пословицы, их состав устойчив, его нельзя менять. Также нельзя вставить этот глагол в третье предложение из-за лексической несочетаемости. Разглагольствовать можно о чем-то, но не на каком-то языке.
Рассмотрим каждое предложение:
У кого что болит, тот о том и (…).
Это пословица, устойчивое выражение, которое использует глагол «говорит». Использовать «разглагольствует» здесь нельзя, так как пословицы нельзя менять — их структура и лексика фиксированы. Кроме того, «разглагольствовать» имеет негативный оттенок, который не подходит к смыслу пословицы.
Правильный вариант: говорит.Очень долго Незнайка (…) о том, как он хотел стать поэтом.
Здесь действие длительное, речь идёт о многообразном, подробном описании желания стать поэтом. Можно использовать оба глагола:
«говорил» — просто указание на факт речи;
«разглагольствовал» — подчёркивает, что речь была многословной, возможно, немного скучной или пустой.
Оба варианта возможны.
Мальчик хорошо (…) по-русски.
Здесь говорится о способности владения языком. Глагол «говорить» подходит, так как он универсален и нейтрален. Глагол «разглагольствовать» не сочетается с выражением «по-русски», так как он не указывает на умение разговаривать на языке, а на стиль и количество речи. Поэтому «разглагольствовать» здесь использовать нельзя.
Правильный вариант: говорил.Ребята (…) о книгах, которые прочитали летом.
Обычный разговор или беседа о книгах. Подходит глагол «говорили». Использование «разглагольствовали» возможно, если хочется подчеркнуть излишнюю многословность, но в обычном контексте чаще употребляется «говорили».Взялся за гуж — не (…), что не дюж.
Это ещё одна пословица. Как и в первом случае, её нельзя менять, вставляя другой глагол, особенно с негативной окраской. Здесь допустим только глагол «говори».
Правильный вариант: говори.Оратор долго (…) о чём-то непонятном.
В данном предложении возможны оба варианта:
«говорил» — нейтрально;
«разглагольствовал» — подчёркивает многословие, возможно бессодержательность речи оратора.
В каких предложениях можно употребить оба глагола?
Во втором и шестом предложениях можно использовать как «говорил», так и «разглагольствовал», в зависимости от смысла.
В каких предложениях нельзя использовать глагол «разглагольствовать»? Почему?
В первом и пятом — потому что это пословицы, устойчивые выражения, и менять их нельзя. Кроме того, глагол «разглагольствовать» здесь неуместен по смыслу и стилистике.
В третьем — из-за лексической несочетаемости. «Разглагольствовать» нельзя использовать с выражением «по-русски», потому что этот глагол не описывает умение разговаривать на языке, а указывает на стиль речи.
В предложениях 1 и 5 вставить глагол разглагольствовать невозможно, так как это пословицы — устойчивые выражения, в которых нельзя менять ключевые слова. Кроме того, «разглагольствовать» имеет оттенок многословия и бессодержательности, что не соответствует смыслу пословиц.
В предложении 3 глагол «разглагольствовать» нельзя использовать из-за несочетаемости с выражением «по-русски» — этот глагол не описывает владение языком, а характеризует стиль и количество речи.
В предложениях 2 и 6 можно употреблять оба глагола. «Говорил» здесь обозначает обычный процесс речи, а «разглагольствовал» подчёркивает, что речь была многословной, длительной и, возможно, скучной.
В остальных предложениях уместен только глагол «говорить», так как он универсален и подходит для всех типов речи без оценки стиля.
Таким образом, понимание различий между этими глаголами помогает правильно использовать их в речи и литературе.
Русский язык