Учебник по русскому языку для 5 класса, автор — Л.М. Рыбченкова, представляет собой структурированный и доступный для понимания материал, который помогает школьникам освоить основы грамматики, орфографии, синтаксиса и лексики. В нем четко выделены ключевые темы, которые учащиеся должны усвоить в процессе обучения, что позволяет детям легко ориентироваться и систематизировать полученные знания.
Основные достоинства учебника:
Простота и доступность изложения — материал изложен так, что даже сложные правила легко воспринимаются детьми.
Яркие примеры и иллюстрации — для лучшего понимания теории и практики в учебник включены многочисленные примеры и рисунки.
Разнообразие заданий — упражнения, игровые задания и тесты позволяют ученикам активно работать с материалом.
Теоретическая основа — четкое объяснение каждого правила и теории, что помогает ученикам усвоить важные понятия.
Качественная структура уроков — каждый урок логично построен и направлен на освоение одной конкретной темы.
Учебник Л.М. Рыбченковой можно назвать настоящим помощником как для учеников, так и для их учителей. Он предоставляет отличную основу для углубленного изучения русского языка, при этом не перегружая учащихся избыточной информацией. Это учебное пособие будет полезно как для самостоятельного изучения, так и для работы в классе.
ГДЗ по Русскому языку 5 Класс Часть 1 Номер 23 Рыбченкова — Подробные Ответы
23. Прочитайте слова. Определите, к какой части речи они относятся.
Видиш(?), доч(?), помощ(?), мяч(?), вещ(?), полноч(?), гуля..ш(?), пиш..ш(?), плющ(?), малыш(?), верт..ш(?), гон..ш(?), силач(?), уч..ш(?)
1. Перепишите слова, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Какие орфографические правила надо применить, чтобы правильно вы-полнить задание?
2. Подумайте, по каким признакам можно сравнить эти слова. Установите, в чём их сходство и чем они различаются.
- Глаголы: видишь, гуляешь, пишешь, вертишь, гонишь, учишь.
- Существительные: дочь, помощь, мяч, вещь, полночь, плющ, малыш, силач.
Для выполнения задания нужно помнить, что ь после шипящих пишется на конце имен существительных третьего склонения и на конце глаголов в форме 2 лица единственного числа. Выбор гласной в личном окончании глагола зависит от типа спряжения: в окончаниях глаголов первого спряжения пишется буква е, в окончаниях глаголов второго спряжения – и.
Видишь (2 л., ед. ч.), дочь (3 скл.), помощь (3 скл.), мяч (2 скл.), вещь (3 скл.), полночь (3 скл.), гуляешь (1 спр.; 2 л., ед. ч.), пишешь (1 спр.; 2 л., ед. ч.), плющ (2 скл.), малыш (2 скл.), вертишь (2 спр.; 2 л., ед. ч.), гонишь (2 спр.; 2 л., ед. ч.), силач (2 скл.), учишь (2 спр.; 2 л., ед. ч.)
Данные слова можно сравнить по принадлежности к части речи: одни являются глаголами, другие – существительными. Имена существительные можно сравнить по типу склонения и роду. Существительные дочь, помощь, вещь, полночь относятся к третьему склонению, они женского рода. А существительные мяч, плющ, малыш, силач относятся ко второму склонению, они мужского рода. Глаголы можно сравнить по типу спряжения. К первому спряжению относятся глаголы гулять, писать, а ко второму – видеть, вертеть, гнать, учить.
Исходные слова:
Видиш(?), доч(?), помощ(?), мяч(?), вещ(?), полноч(?), гуля..ш(?), пиш..ш(?), плющ(?), малыш(?), верт..ш(?), гон..ш(?), силач(?), уч..ш(?)
Восстановленные слова:
- Видишь
- Дочь
- Помощь
- Мяч
- Вещь
- Полночь
- Гуляешь
- Пишешь
- Плющ
- Малыш
- Вертешь
- Гоняешь
- Силач
- Учишь
Какие орфографические правила применены?
- Правописание гласных в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени:
В словах видишь, гуляешь, пишешь, вертишь, гоняешь, учишь — пишем -ишь или -ешь в зависимости от спряжения глагола.
Правило: глаголы 2-го лица ед. числа настоящего времени на -ить, -еть, -ать имеют окончания -ишь, -ешь. - Правописание мягкого знака в существительных:
В словах дочь, помощь, вещь, полночь — мягкий знак пишется на конце существительных женского рода 3-го склонения.
Правило: в существительных женского рода на -ь мягкий знак сохраняется. - Правописание слов с суффиксами и корнями:
В словах мяч, плющ, малыш, силач — пишутся без мягкого знака на конце, так как это существительные мужского рода 2-го склонения.
2. Сравнение слов по признакам
Признаки для сравнения:
Признак | Описание |
---|---|
Часть речи | глагол, существительное |
Род | мужской, женский |
Склонение (для существительных) | 2-е или 3-е склонение |
Спряжение (для глаголов) | 1-е или 2-е спряжение |
Наличие мягкого знака | на конце слова или нет |
Значение | действие (глагол) или предмет/понятие (существительное) |
Классификация слов
Слово | Часть речи | Род | Склонение/спряжение | Мягкий знак | Значение |
---|---|---|---|---|---|
Видишь | Глагол | — | 2 спряжение | Нет | действие |
Дочь | Существительное | женский | 3 склонение | Есть | человек (женщина) |
Помощь | Существительное | женский | 3 склонение | Есть | абстрактное понятие |
Мяч | Существительное | мужской | 2 склонение | Нет | предмет |
Вещь | Существительное | женский | 3 склонение | Есть | предмет |
Полночь | Существительное | женский | 3 склонение | Есть | время суток |
Гуляешь | Глагол | — | 1 спряжение | Нет | действие |
Пишешь | Глагол | — | 2 спряжение | Нет | действие |
Плющ | Существительное | мужской | 2 склонение | Нет | растение |
Малыш | Существительное | мужской | 2 склонение | Нет | человек (ребёнок) |
Вертешь | Глагол | — | 2 спряжение | Нет | действие |
Гоняешь | Глагол | — | 1 спряжение | Нет | действие |
Силач | Существительное | мужской | 2 склонение | Нет | человек (сильный) |
Учишь | Глагол | — | 2 спряжение | Нет | действие |
Сходства и различия
Сходства:
- Все слова связаны с повседневной жизнью (действия, предметы, люди).
- В глаголах — все формы 2-го лица единственного числа настоящего времени.
- В существительных — все нарицательные, обозначающие предметы или лица.
Различия:
- Разные части речи: одни — глаголы (действия), другие — существительные (предметы, лица).
- У существительных разный род и склонение.
- У глаголов разное спряжение (1-е и 2-е).
- Наличие мягкого знака у некоторых существительных женского рода (дочь, помощь, вещь, полночь).
Русский язык