Учебник по русскому языку для 5 класса, автор — Л.М. Рыбченкова, представляет собой структурированный и доступный для понимания материал, который помогает школьникам освоить основы грамматики, орфографии, синтаксиса и лексики. В нем четко выделены ключевые темы, которые учащиеся должны усвоить в процессе обучения, что позволяет детям легко ориентироваться и систематизировать полученные знания.
Основные достоинства учебника:
Простота и доступность изложения — материал изложен так, что даже сложные правила легко воспринимаются детьми.
Яркие примеры и иллюстрации — для лучшего понимания теории и практики в учебник включены многочисленные примеры и рисунки.
Разнообразие заданий — упражнения, игровые задания и тесты позволяют ученикам активно работать с материалом.
Теоретическая основа — четкое объяснение каждого правила и теории, что помогает ученикам усвоить важные понятия.
Качественная структура уроков — каждый урок логично построен и направлен на освоение одной конкретной темы.
Учебник Л.М. Рыбченковой можно назвать настоящим помощником как для учеников, так и для их учителей. Он предоставляет отличную основу для углубленного изучения русского языка, при этом не перегружая учащихся избыточной информацией. Это учебное пособие будет полезно как для самостоятельного изучения, так и для работы в классе.
ГДЗ по Русскому Языку 5 Класс Часть 1 Номер 172 Рыбченкова — Подробные Ответы
172. Выполните упражнение из учебника Н. И. Греча, изданного в 1852 году. «Означьте на словах ударение», т. е. обозначьте ударение в словах.
1) На воротах замка по три замка. 2) Мука мелется из зёрен. 3) Писать тупым пером — большая мука. 4) У этого дома большие трубы. 5) Из трубы идёт дым. 6) У него пропасть денег; как бы им не пропасть. 7) Я мою мою голову.
1. Какую роль может выполнять ударение в русском языке? Ответьте на этот вопрос, опираясь на выполненное упражнение.
2. Каково значение выделенного в тексте слова? Употребляется ли оно в таком значении в наше время?
1) На воротах за́мка по три замка́. 2) Мука́ мелется из зёрен. 3) Писать тупым пером — большая му́ка. 4) У этого дома большие тру́бы. 5) Из трубы́ идёт дым. 6) У него про́пасть денег; как бы им не пропа́сть. 7) Я мо́ю мою́ голову.
В русском языке смещение ударения нередко служит средством различения значений слов. Например, за́мок — это строение, крепость, а замо́к — запор. Также ударение может различать грамматические формы одного слова. Например, тру́бы — именительный или винительный падеж, множественное число; а трубы́ — родительный падеж, единственное число.
В данном предложении слово про́пасть имеет значение «очень много». В современной речи такое употребление несёт в себе оттенок неофициальности и непринуждённого стиля.. Сейчас слово пропасть имеет основное значение «бездна, провал» или «очень большое различие».
На воротах за́мка по три замка́.
Мука́ мелется из зёрен.
Писать тупым пером — большая му́ка.
У этого дома большие тру́бы.
Из трубы́ идёт дым.
У него про́пасть денег; как бы им не пропа́сть.
Я мо́ю мою́ голову.
Роль ударения в русском языке
Смыслоразличительная функция. Перенос ударения в рамках одного и того же буквенного состава позволяет образовать пары омографов:
за́мок (крепость) ↔ замка́ (множественное число или род. падеж от «замок» в значении «запор») ↔ замо́к (запорный механизм).
му́ка (страдание) ↔ мука́ (пищевой продукт).
Грамматическая функция. Ударение помогает отличать падежи и числа:
тру́бы (именительный/винительный мн. ч.) ↔ трубы́ (родительный ед. ч.).
Стилистическая и экспрессивная функция. Перемещение акцента может усиливать выразительность или передавать эмоции, делать речь более живой:
«я мо́ю мою́ голову» (фонетическая игра в повторе «мо́ю/мою́» подчёркивает действие).
Историко-этимологическая функция. В словах-древнепервоисточниках ударение порой сохраняет семантику заимствования или архаизм.
Значение слова «про́пасть» в тексте и современное употребление
В тексте (1852 г.) «про́пасть денег» означает «очень большое количество денег», близко к выражению «не счесть, безмерно много».
Современное значение и стилистика
В современном литературном языке «пропасть» обычно обозначает «глубокую яму, бездну», либо «резкое различие» (например, «пропасть между теориями»).
Значение «неимоверное количество» встречается преимущественно в разговорной или иронической речи («У него пропасть дел», «пропасть задач»), причём нередко с подчёркнутым экспрессивным оттенком.
Употребление сегодня
Чаще слово «пропасть» используют в прямом смысле—географическом или метафорическом.
Реже, но встречается в устойчивых разговорных клише с оттенком гиперболы: «пропасть возможностей», «пропасть хлопот».
Русский язык