Учебник по русскому языку для 5 класса, автор — Л.М. Рыбченкова, представляет собой структурированный и доступный для понимания материал, который помогает школьникам освоить основы грамматики, орфографии, синтаксиса и лексики. В нем четко выделены ключевые темы, которые учащиеся должны усвоить в процессе обучения, что позволяет детям легко ориентироваться и систематизировать полученные знания.
Основные достоинства учебника:
Простота и доступность изложения — материал изложен так, что даже сложные правила легко воспринимаются детьми.
Яркие примеры и иллюстрации — для лучшего понимания теории и практики в учебник включены многочисленные примеры и рисунки.
Разнообразие заданий — упражнения, игровые задания и тесты позволяют ученикам активно работать с материалом.
Теоретическая основа — четкое объяснение каждого правила и теории, что помогает ученикам усвоить важные понятия.
Качественная структура уроков — каждый урок логично построен и направлен на освоение одной конкретной темы.
Учебник Л.М. Рыбченковой можно назвать настоящим помощником как для учеников, так и для их учителей. Он предоставляет отличную основу для углубленного изучения русского языка, при этом не перегружая учащихся избыточной информацией. Это учебное пособие будет полезно как для самостоятельного изучения, так и для работы в классе.
ГДЗ по Русскому Языку 5 Класс Часть 1 Номер 170 Рыбченкова — Подробные Ответы
170. Прочитайте стихотворение А. А. Фета. Почему 2-е четверостишие заключено в кавычки?
Кот поёт, глаза прищуря,
Мальчик дремлет на ковре,
На дворе играет буря,
Ветер свищет на дворе.
«Полно тут тебе валяться,
Спрячь игрушки да вставай!
Подойди ко мне прощаться,
Да и спать себе ступай».
Мальчик встал.
А кот глазами
Поводил и всё поёт;
В окна снег валит клоками,
Буря свищет у ворот.
1. Сосчитайте, по сколько слогов содержится в каждой строке стихотворения. Какую закономерность вы обнаружили?
2. Запишите 1-ю строфу. Выделите разными цветами ударные и безударные слоги
Второе четверостишие обособлено кавычками из-за того, что это прямая речь. Эти слова произносит кто-то из родителей мальчика – папа или мама. Кот поёт, глаза прищуря,(8 слогов) Мальчик дремлет на ковре, (7 слогов) На дворе играет буря, (8 слогов) Ветер свищет на дворе. (7 слогов) «Полно тут тебе валяться, (8 слогов) Спрячь игрушки да вставай! (7 слогов) Подойди ко мне прощаться, (8 слогов) Да и спать себе ступай». (7 слогов) Мальчик встал. (3 слога) А кот глазами (5 слогов) Поводил и всё поёт; (7 слогов) В окна снег валит клоками, (8 слогов) Буря свищет у ворот. (7 слогов) В этом стихотворении в нечетных строках по 8 слогов, а в четных – по 7 слогов (кроме момента пробуждения мальчика). Такая закономерность создает мерный, укачивающий ритм стихотворения.
Кот поёт, глаза прищуря,
Мальчик дремлет на ковре,
На дворе играет буря,
Ветер свищет на дворе.
Красным отмечены ударные слоги.
Синим — безударные.
1. Почему второе четверостишие в кавычках
Второе четверостишие взято в кавычки, потому что это прямая речь. В нём звучат слова родителя (мама или папа), который зовёт мальчика просыпаться и прощаться. Кавычки показывают смену говорящего: автор стихотворения переходит от описания к реплике персонажа.
2. Подсчёт слогов в каждой строке и закономерность
№ | Строка | Слоги |
---|---|---|
1 | Кот поёт, глаза прищуря, | 8 |
2 | Мальчик дремлет на ковре, | 7 |
3 | На дворе играет буря, | 8 |
4 | Ветер свищет на дворе. | 7 |
5 | «Полно тут тебе валяться, | 8 |
6 | Спрячь игрушки да вставай! | 7 |
7 | Подойди ко мне прощаться, | 8 |
8 | Да и спать себе ступай». | 7 |
9 | Мальчик встал. | 3 |
10 | А кот глазами | 5 |
11 | Поводил и всё поёт; | 7 |
12 | В окна снег валит клоками, | 8 |
13 | Буря свищет у ворот. | 7 |
Закономерность: во всех четверостишиях (строки 1–4 и 5–8)
— нечётные строки имеют по 8 слогов;
— чётные строки имеют по 7 слогов.Это создаёт ритмическую «качку»: длинная строка (8), короткая (7), длинная, короткая…, что напоминает покачивание колыбельки или звук ветра в поле.
После слов прямой речи (строки 5–8) идёт куплет «пробуждения» (9–13), где нарушается строгий черед ритма — что отражает перемену настроения: стих выходит из убаюкивающего состояния в бодрствующее.
3. 1-я строфа с выделением ударных (красным) и безударных (синим) слогов
Кот поёт, глаза прищуря,
Мальчик дремлет на ковре,
На дворе играет буря,
Ветер свищет на дворе.
Красным отмечены ударные слоги — они задают музыкальный «импульс» в строке.
Синим — безударные, создающие «наполнение» между ними.
Чередование 8-сложных и 7-сложных строк характерно для русского четверостишия с так называемым ползучим метром, где длинная строка даёт полноценный ход мысли, а короткая «сокращает» её и подталкивает к продолжению.
Такое построение стиха создаёт эффект ритмического укачивания, очень подходящий для изображения сна и ветра.
Русский язык