Учебник по русскому языку для 5 класса, автор — Л.М. Рыбченкова, представляет собой структурированный и доступный для понимания материал, который помогает школьникам освоить основы грамматики, орфографии, синтаксиса и лексики. В нем четко выделены ключевые темы, которые учащиеся должны усвоить в процессе обучения, что позволяет детям легко ориентироваться и систематизировать полученные знания.
Основные достоинства учебника:
Простота и доступность изложения — материал изложен так, что даже сложные правила легко воспринимаются детьми.
Яркие примеры и иллюстрации — для лучшего понимания теории и практики в учебник включены многочисленные примеры и рисунки.
Разнообразие заданий — упражнения, игровые задания и тесты позволяют ученикам активно работать с материалом.
Теоретическая основа — четкое объяснение каждого правила и теории, что помогает ученикам усвоить важные понятия.
Качественная структура уроков — каждый урок логично построен и направлен на освоение одной конкретной темы.
Учебник Л.М. Рыбченковой можно назвать настоящим помощником как для учеников, так и для их учителей. Он предоставляет отличную основу для углубленного изучения русского языка, при этом не перегружая учащихся избыточной информацией. Это учебное пособие будет полезно как для самостоятельного изучения, так и для работы в классе.
ГДЗ по Русскому Языку 5 Класс Часть 1 Номер 144 Рыбченкова — Подробные Ответы
144. Работа в группах. Опираясь на схему, распределите слова по типам орфограмм и запишите.
Пок..зательные выступления, поз(?)ний час, (не)понял, в соседн..й школ.., играли в б..дминтон, (не)погода, (на)прошлой неделе, тенистая а(л, лл)ея, в зимн..м лесу, в параллельном класс.., (при)брежный, поздр..вление с праздником, (не)пришёл, искренние чу(?)ства, хо(к, кк)ейный матч, здание библиотек.., посёлок (к, К)расная (п, П)оляна, уд..вительное приключение, на лесной (п, П)оляне.
- Сформулируйте орфографические правила, которые вы применили, выполняя упражнение.
Написание частей слова: показательные (показ) выступления, поздний (опоздать) час, в соседней (в какой?) школе (1 скл., п. п.), играли в бадминтон (непр.), тенистая аллея (непр.), в зимнем (каком?) лесу, в параллельном классе (2 скл., п. п.), поздравление (здравие) с праздником, искренние чувства (непр.), хоккейный (непр.) матч, здание библиотеки (1 скл., р. п.), удивительное (диво) приключение.
Раздельное, слитное и дефисное написание: не понял (не с глаг.), непогода (ненастье), на прошлой (на какой? предл. + прил.) неделе, прибрежный (какой?), не пришёл (не с глаг.).
Использование прописной и строчной букв: посёлок Красная Поляна (имя собств.), на лесной поляне (нариц.).
Чтобы определить, какая гласная должна писаться в безударном корне, следует подобрать такое однокоренное слово или форму этого слова, в котором эта гласная будет стоять под ударением.
Для того, чтобы проверить, есть ли в слове непроизносимая согласная, нужно подобрать такое однокоренное слово или форму слова, в котором этот согласный звук будет слышаться отчетливо: перед гласным, перед сонорным, в конце слова. Если такого слова нет, значит, непроизносимой согласной тоже нет. Исключения: чувства, лестница, яства.
Не с глаголами пишется раздельно, кроме случаев, когда без не слово не употребляется.
Безударную гласную в окончании прилагательного можно проверить вопросительным словом «какой?», в котором окончание всегда ударное.
Гласные е и и в окончаниях существительных зависят от типа склонения и падежа. Окончание -е пишется в формах дательного и предложного падежей 1 склонения, в форме предложного падежа 2 склонения. Окончание -и пишется в форме родительного падежа 1 склонения и в формах родительного, дательного и предложного падежей 3 склонения.
Если безударную гласную в корне слова нельзя проверить, следует обратиться к словарю.
Не с существительными пишется слитно, если можно подобрать синоним или слово без не не употребляется.
Предлоги пишутся раздельно с именными частями речи. В отличии от приставок предлоги повторяются в падежных вопросах.
Написание двойных согласных в корне слова следует проверять по словарю.
Имена собственные пишутся с заглавной буквы. К ним относятся имена людей, клички животных, названия географических объектов, произведений, организаций.
Написание частей слова: показательные (показ) выступления, поздний (опоздать) час, в соседней (в какой?) школе (1 скл., п. п.), играли в бадминтон (непр.), тенистая аллея (непр.), в зимнем (каком?) лесу, в параллельном классе (2 скл., п. п.), поздравление (здравие) с праздником, искренние чувства (непр.), хоккейный (непр.) матч, здание библиотеки (1 скл., р. п.), удивительное (диво) приключение.
Раздельное, слитное и дефисное написание: не понял (не с глаг.), непогода (ненастье), на прошлой (на какой? предл. + прил.) неделе, прибрежный (какой?), не пришёл (не с глаг.).
Использование прописной и строчной букв: посёлок Красная Поляна (имя собств.), на лесной поляне (нариц.).
1. Проверка безударной гласной в корне слова
Правило: чтобы узнать, какая буква (например, о или а, е или и) пишется в безударном положении корня, подбирают однокоренное слово или форму того же слова, где соответствующая гласная оказывается под ударением и отчётливо слышна.
Примеры:
молоко́ → молокá (ударная «а»)
зáморозки ← заморóзить (ударная «о»)
перéдать ← передáча
2. Проверка непроизносимых согласных
Правило: в некоторых корнях исторически присутствуют «невидимые» (непроизносимые) согласные — чаще всего «т» в сочетаниях -стн-, -ств- и т. п. Чтобы убедиться в их наличии, ищут форму или однокоренное слово, где этот согласный стоит в «сильной позиции» (перед гласным, перед сонорным или в конце слова) и звучит чётко.
Примеры:
гру́стный ← гру́сть (подтверждает «т»)
опасный ← опа́сен (подтверждает «т»)
сверстник ← сóверсть
Исключения, которые нельзя проверить: чувства, лестница, яства, блестеть (и др.) — их написание нужно запомнить или свериться со словарём.
3. Правописание «не» с глаголами
Правило:
«не» пишется раздельно со всеми глаголами: не читать, не понимать, не хотеть.
Слитное написание встречается лишь в случаях, когда без «не» слово не употребляется: ненавидеть, негодовать, невзлюбить.
4. Проверка безударной гласной в окончании прилагательного
Правило: чтобы узнать окончание прилагательного (–ый, –ий, –ая и т. д.), ставят вопрос «какой? какая? какое? какие?», где нужная флексия стоит под ударением.
Пример:
красный (какой? — кра́сный)
синие (какие? — си́ние)
5. Правописание окончаний существительных
Правило: выбор гласной –е или –и в окончаниях зависит от типа склонения и падежа:
Окончание –е
формы дательного и предложного падежей I склонения (столе — столу)
предложный падеж II склонения (море — в море)
Окончание –и
родительный падеж I склонения (лис — лисии?)
родительный, дательный и предложный падежи III склонения (тверди, звёздам, печи)
При любом сомнении в безударной гласной окончания обращаются к словарю или справочнику.
6. Проверка «не» с существительными
Правило:
Слитно: если без «не» слово почти не употребляется или его можно заменить синонимом без «не»: ненависть (синоним—вражда), несчастье (горе).
Раздельно: во всех остальных случаях: не книга, не учитель, не Москва.
7. Предлоги и приставки
Правило:
Предлоги всегда пишутся раздельно с именными частями речи и задаются падежными вопросами (к кому? к чему? без кого? до чего?).
Приставки пишутся слитно с основой слова и не образуют самостоятельного падежного вопроса: подъехать, отдать, возглавить.
8. Двойные согласные в корне слова
Правило: в корне могут встречаться две одинаковые согласные подряд (исторически или в заимствованиях), их нельзя «упростить» — правописание фиксируется по словарю.
Примеры: группа, терраса, аккорд, вожжи.
9. Имена собственные
Правило: все собственные названия (имена людей, клички животных, географические объекты, названия книг, организаций и т. п.) пишутся с заглавной буквы.
Примеры: Москва, Александр, «Война и мир», Организация Объединённых Наций.
Итоговый алгоритм проверки любого слова
Разберитесь, есть ли сомнительная гласная в корне—попробуйте подобрать проверочное слово с ударением.
Если в корне звучит сочетание стн-/ств- и вы не слышите «т»—поищите однокоренное слово, где «т» на слух выступит.
Определите часть речи:
- если глагол, «не» почти всегда раздельно;
- если существительное или прилагательное—проверьте «не» по смыслу и словарю.
При склонении существительных учтите тип склонения для выбора окончания –е/–и.
Перед постановкой «не» решите, это приставка или предлог (падежный вопрос).
Если встречается удвоенный знак в корне—удвоение сохраняется!
Собственные имена всегда с большой буквы.
Если ни один метод не сработал—обращайтесь к орфографическому словарю.
Русский язык