Учебник по русскому языку для 5 класса, автор — Л.М. Рыбченкова, представляет собой структурированный и доступный для понимания материал, который помогает школьникам освоить основы грамматики, орфографии, синтаксиса и лексики. В нем четко выделены ключевые темы, которые учащиеся должны усвоить в процессе обучения, что позволяет детям легко ориентироваться и систематизировать полученные знания.
Основные достоинства учебника:
Простота и доступность изложения — материал изложен так, что даже сложные правила легко воспринимаются детьми.
Яркие примеры и иллюстрации — для лучшего понимания теории и практики в учебник включены многочисленные примеры и рисунки.
Разнообразие заданий — упражнения, игровые задания и тесты позволяют ученикам активно работать с материалом.
Теоретическая основа — четкое объяснение каждого правила и теории, что помогает ученикам усвоить важные понятия.
Качественная структура уроков — каждый урок логично построен и направлен на освоение одной конкретной темы.
Учебник Л.М. Рыбченковой можно назвать настоящим помощником как для учеников, так и для их учителей. Он предоставляет отличную основу для углубленного изучения русского языка, при этом не перегружая учащихся избыточной информацией. Это учебное пособие будет полезно как для самостоятельного изучения, так и для работы в классе.
ГДЗ по Русскому Языку 5 Класс Часть 1 Номер 140 Рыбченкова — Подробные Ответы
140. Работа в группах. Внимательно изучите таблицу и озаглавьте её.
- Прокомментируйте содержание таблицы. Расскажите, о каких орфограммах здесь представлена информация, какими орфографическими правилами регулируется написание приведённых групп слов; написание каких слов надо запомнить или определить по орфографическому словарю; на каждый вид орфограммы приведите два-три своих примера.
Заголовок таблицы – «Согласные-орфограммы в корне слова».
Парные по глухости/звонкости согласные в корне бывают проверяемыми и непроверяемыми. В первой ситуации можно подобрать проверочное слово, в котором согласная стоит в сильной позиции перед гласной (например, гриб — грибы, столб — столбы, просьба — просит), а во второй написание слова нужно запомнить (вокзал, ковчег, космонавт).
Есть ли непроверяемая согласная в слове, можно по тому же принципу: изменив слово так, чтобы эта согласная (или ее отсутствие) ясно слышалось. Например, радостный — радость, счастливые — счастье.
Некоторые слова сейчас проверить нельзя, их написание необходимо запомнить: лестница, яства, блеснуть и др.
Удвоенные согласные в корне слова проверить нельзя. Все слова с удвоенными согласными нужно запоминать: хоккей, Россия, аккорд, вожжи.
Заголовок таблицы – «Согласные-орфограммы в корне слова».
Парные по глухости/звонкости согласные
Проверяемые
В корне слова стоят парные согласные, которые можно «проверить» подбором родственного слова или формы, где сомнительный звук оказывается перед гласной и отчётливо слышен.Примеры: гриб → грибы (проверяем «б»), столб → столбы (проверяем «б»), просьба → просит (проверяем «с»).
В слабой позиции (в конце слова или перед другой согласной) звук может оглушаться или ассимилироваться, поэтому мы ищем форму, где он стоит перед гласной и звучит чётко.
Непроверяемые
Сочетания согласных, которые в корне всегда слышны, но не имеют проверочного соответствия — их написание нужно просто запомнить.Примеры: вокзал, ковчег, космонавт.
При изменении слова невозможно подобрать форму, которая бы «выставила» этот звук перед гласной, поэтому мы опираемся на запоминание и словарь.
Непроверяемая согласная в «исторических» словах
Иногда в корне слова есть «молчащая» согласная, которая в речи теряется, но сохраняется в написании по историческому корню.Примеры: радостный ← радость, счастливые ← счастье.
Буква «т» исторически входила в корень (радост- ← радость, счаст- ← счастье); при образовании слов с суффиксом («-ный», «-ивый») сочетания «стн-», «ств-» звучат [сн] или [св], а «т» не произносится, но остаётся в графике.
Слова, проверять сейчас нельзя
Есть слова, которые не поддаются ни проверке парности, ни проверке по историческому корню — их правописание закреплено традиционно и требует запоминания.Примеры: лестница, яства, блеснуть.
У этих слов сложная история фонетических изменений и очерёдности морфем, поэтому фонетический метод не помогает, а орфограмма стала «словом-крепышом» в письменной речи.
Удвоенные согласные
Две одинаковые согласные подряд в корне слова пишутся всегда в полном объёме (их нельзя «упростить» в одну).Примеры: хоккей, Россия, аккорд, вожжи.
Удвоение выполняет морфологическую функцию (часто сигнализирует о приставке или суффиксе), а фонетически слоги разделяются небольшим паузисом или смягчением, поэтому графическая двойная буква обязательна.
Русский язык