Учебник по русскому языку для 5 класса, автор — Л.М. Рыбченкова, представляет собой структурированный и доступный для понимания материал, который помогает школьникам освоить основы грамматики, орфографии, синтаксиса и лексики. В нем четко выделены ключевые темы, которые учащиеся должны усвоить в процессе обучения, что позволяет детям легко ориентироваться и систематизировать полученные знания.
Основные достоинства учебника:
Простота и доступность изложения — материал изложен так, что даже сложные правила легко воспринимаются детьми.
Яркие примеры и иллюстрации — для лучшего понимания теории и практики в учебник включены многочисленные примеры и рисунки.
Разнообразие заданий — упражнения, игровые задания и тесты позволяют ученикам активно работать с материалом.
Теоретическая основа — четкое объяснение каждого правила и теории, что помогает ученикам усвоить важные понятия.
Качественная структура уроков — каждый урок логично построен и направлен на освоение одной конкретной темы.
Учебник Л.М. Рыбченковой можно назвать настоящим помощником как для учеников, так и для их учителей. Он предоставляет отличную основу для углубленного изучения русского языка, при этом не перегружая учащихся избыточной информацией. Это учебное пособие будет полезно как для самостоятельного изучения, так и для работы в классе.
ГДЗ по Русскому Языку 5 Класс Часть 1 Номер 118 Рыбченкова — Подробные Ответы
118. Прочитайте про себя фрагмент стихотворения И. С. Никитина «Утро на берегу озера». Старайтесь читать медленно, представляя себе картину, описанную поэтом. Какие чувства и мысли возникли у вас при чтении?
Ясно утро. Тихо веет
Тёплый ветерок;
Луг, как бархат, зеленеет,
В зареве восток.
Окаймлённое кустами
Молодых ракит,
Разноцветными огнями
Озеро блестит.
Тишине и солнцу радо,
По равнине вод
Лебедей ручное стадо
Медленно плывёт.
Вот один взмахнул лениво
Крыльями — и вдруг
Влага брызнула игриво
Жемчугом вокруг.
1. Укажите, какие слова в этом стихотворении имеют значение:
• плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом;
• дерево или кустарник семейства ивовых, растущих обычно по берегам рек.
2. Выпишите парами рифмующиеся слова. Назовите повторяющиеся звуки в каждой паре. Какие слова произносятся не так, как пишутся?
3. Выразительно прочитайте стихотворение, стараясь увидеть, почувствовать то, о чём писал автор.
Читая стихотворение, я почувствовал спокойствие и тишину природы. Красота природы заставляет замолчать, слушать и бережно относиться ко всему вокруг. Хочется двигаться тихо, чтобы не нарушить это ощущение покоя.
Бархат — это плотная ткань с мягким и густым ворсом, похожая на шёлк или хлопок.
Ракита — это дерево или кустарник из семейства ивовых, которое обычно растёт у воды, на берегах рек.
Веет-зеленеет [э́ й’ ь т], ветерок-восток [о́ к], кустами-огнями [а́ м’ и], ракит-блестит [и́ т],
радо-стадо [а́ д ъ], вод-плывет [о́ т], лениво-игриво [и́ в ъ], вдруг-вокруг [р у́ к].
Не совпадает написание и произношение слов веет, зеленеет, радо, стадо, вод, лениво, игриво, вдруг, вокруг.
Читая стихотворение, я почувствовал спокойствие и красоту природы. Автор описывает тихое, ясное утро на берегу озера, где всё наполнено нежностью и лёгким движением — ветерок тихо веет, луг зелёный как бархат, а озеро блестит разноцветными огнями. Такое описание вызывает ощущение умиротворения и желания быть осторожным, не нарушать эту тишину. Иногда, когда вокруг такая красота, хочется молчать, двигаться тихо или совсем замереть, чтобы не испортить это волшебство.
В стихотворении встречаются слова со значениями:
Бархат — это плотная ткань из шёлка или хлопка с мягким и густым ворсом. В стихах «луг, как бархат, зеленеет» — поэтическое сравнение травы с мягкой тканью.
Ракита — это дерево или кустарник из семейства ивовых, которое обычно растёт по берегам рек и озёр. В стихотворении «окаймлённое кустами молодых ракит» — значит, вокруг озера растут такие растения.
Выписанные рифмующиеся пары и звуки:
веет — зеленеет — рифма на звуки [э́ й’ т], где слышится мягкий согласный звук [й’];
ветерок — восток — рифма на звуки [о́ к];
кустами — огнями — рифма на звуки [а́ м’ и], где есть мягкий согласный звук [м’];
ракит — блестит — рифма на звуки [и́ т];
радо — стадо — рифма на звуки [а́ д];
вод — плывёт — рифма на звуки [о́ т];
лениво — игриво — рифма на звуки [и́ в];
вдруг — вокруг — рифма на звуки [р у́ к].
Некоторые слова в стихотворении произносятся иначе, чем пишутся, из-за особенностей русского языка:
В словах «веет» и «зеленеет» буква «е» после мягкого согласного обозначает звук [й’э], то есть два звука вместо одного.
В словах «радо», «стадо», «вод», «лениво», «игриво» и других ударение влияет на произношение гласных и согласных.
Слова «вдруг» и «вокруг» содержат звонкие и глухие согласные, которые могут звучать мягче или твёрже в зависимости от позиции.
Это связано с тем, что в русском языке написание слова не всегда совпадает с его звучанием — есть правила о мягкости согласных, ударении и редукции гласных. Знание этих правил помогает правильно читать стихи и понимать их музыкальность.
Выразительное чтение этого стихотворения помогает почувствовать красоту природы, переданную поэтом, и понять, как звуки слов создают настроение и ритм. Такое чтение развивает внимание к языку и помогает лучше запомнить правила произношения и правописания.
Русский язык